Профессиональное развитие личности можно рассматривать как процесс поэтапного разрешения комплекса противоречий, согласования различных тенденций и требований, которые задаются базовым противоречием между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к индивиду, и его желаниями, возможностями их реализации (Ю.П. Поваренков).
Основными характеристиками ситуации профессионального развития сотрудника милиции выступают особенности профессиональной деятельности и профессионального общения, которые в своем единстве создают специфическое пространство социальных отношений. Главным показателем профессионализации является развитие профессионального самосознания, основой которого выступают значимые ценностные отношения сотрудника к профессиональной деятельности и к себе как к ее субъекту.
Под влиянием неблагоприятных воздействий профессиональной ситуации, вследствие нарушения процесса профессионализации сотрудник оказывается в состоянии дезадаптированности. Отрицательные изменения значимых отношений сотрудника, в которых структурированы его негативные переживания и представления как субъекта профессиональной деятельности, являются сущностью профессиональной деформации.
Профессиональная деформация
– это изменение профессиональных возможностей и личностных характеристик сотрудника ОВД в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности.
Феномен профессиональной деформации заслуживает особого внимания. Когда говорят о профессиональной деформации, то имеют в виду влияние условий и содержания профессиональной деятельности на негативное изменение личностных качеств и поведение сотрудников. Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без должной необходимости – это крайние формы проявления профессиональной деформации.
Профессиональная деформация – это общечеловеческий социально-психологический феномен.
Вполне благопристойные люди, когда им поручают общественно значимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно снимая индивидуальную ответственность за последствия своих действий, склонны к проявлению неоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними задачи.
Психологический механизм формирования феномена профессиональной деформации адекватней анализировать не с помощью понятия (зеркального) «отражения», а более подходящих терминов – интериоризация, консервация, вживание, вчувствование.
Предмет деятельности – это основной компонент ее структуры, он определяет специфику предметного действия субъекта профессиональной деятельности (А.Н. Леонтьев). Существование и функционирование в логике предмета деятельности определяет особенности профессионального сознания субъекта труда. Предметом труда сотрудника милиции является другой человек во всей совокупности его проявлений (его характер, мировоззрение, привычки, особенности его психологии и анатомии, специфика его внутреннего мира), с наибольшей вероятностью – правонарушитель, отличающийся своим негативным отношением к закону, имеющий деформированную психику, сознание, мораль. Общение с ним, необходимость установления контакта, работа над его перевоспитанием и исправлением составляют содержание профессиональной деятельности сотрудника милиции. Что, в свою очередь, требует от него необходимости учета в своих воздействиях психологических и моральных особенностей правонарушителя.
Учесть эти особенности невозможно без их точного и полного знания. Основой и исходным условием субъективного познания выступает процесс идентификации с другим человеком (О.С.Анисимов). Достижение эффекта идентификации предполагает уподобление как физически-действенного и чувственно-эмоционального, так в той или иной мере, уподобление потребностного состояния. Если же механизм деидентификации работает плохо, сотрудник «застревает» в своей профессиональной роли.
Одним из определяющих компонентов структуры профессиональной деятельности является ее цель. Характер и результат процесса целеполагания во многом зависит от развития мотивационно-ценностной сферы личности сотрудника правоохранительных органов. Профессиональная деформация сотрудника милиции может выражаться в неверном определении наиболее общих целей деятельности, неадекватной постановке задач в конкретных рабочих ситуациях, вследствие чего и процессы, и результаты труда могут быть деформированы.
В сфере профессиональных норм, определяющих цели осуществления правоохранительной деятельности, наблюдается определенное рассогласование. С одной стороны, детальная правовая регламентация или «нормативный» характер деятельности сотрудника милиции определяет необходимость руководствоваться фиксированными и заранее предписанными правилами. С другой стороны, в конкретных трудовых ситуациях, где профессиональные нормы плохо конкретизированы для самых разных условий, на первый план выходят личностные качества сотрудника, его отношение к нормам трудовой этики. Пренебрежение универсальными нормами деятельности и профессиональной морали может приводить к профессиональной деформации личности сотрудника милиции.
Гендерные особенности межэтнической толерантности
Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, принятие инаковости партнера по взаимодействию. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к учащимся добивается, большей результативности. Проблемы, с которыми сталкивается современное ...
Запоминание
Процесс памяти, в результате которого закрепляется новое и существенное для нас знание, связываясь с ранее приобретенным называется ЗАПОМИНАНИЕМ. Это активный созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающаяся» в памяти.
Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется д ...
Структура личности
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики ...