Многолетняя история изучения особенностей функционирования зрительной системы близоруких людей свидетельствует о том, что миопические нарушения не ограничиваются периферией зрительного анализатора и затрагивают практически все уровни зрительной системы. Для большинства исследователей совершенно очевидно, что наследственная предрасположенность выполняет роль предпосылки - важного, но недостаточного условия возникновения и развития миопии. В силу этого не прекращаются попытки выявления внешних факторов, выполняющих роль благоприятной среды, способствующей появлению близорукости. Наиболее полно и аргументировано в этом смысле обсуждается влияние сильного и длительно действующего зрительного напряжения, постоянной работы на близком расстоянии и нарушений в формировании раннего зрительного опыта. Подчеркивается также роль сенситивных периодов развития, во время которых резко усиливается чувствительность зрительной системы к неблагоприятным воздействиям среды. Обнаружены характерные изменения внутри- и межуровневых взаимосвязей зрительного анализатора, когнитивных процессов и склада личности в целом. Показано, что близорукие по сравнению со здоровыми сверстниками проявляют более выраженную интровертированность, склонность к подавлению эмоций и двигательных реакций. Для них в значительно большей степени характерны чувство вины, готовность к принятию ответственности, желание быть оцененными по достоинству и связанные с этим выраженные тенденции к мелочности, избыточной тщательности, скрупулезности, «книжности и академизму» интересов. Имеются данные, что лица с миопией отличаются существенно более высоким уровнем скрытой тревоги, значительно сниженными моторной активностью и вариабельностью внешних проявлений тревожности. М.В. Rosanes полагает, что близорукие люди более толерантны к внутренней тревоге, склонны к чрезмерному самоконтролю, избеганию напряженных ситуаций и реакции «бегства» в качестве типичного аттитюда. Составленный на основе проективного тестирования «обобщенный психологический портрет» обладателей миопических нарушений характеризовался сочетанием выраженных черт возбудимости, тревожности, чувства вины, затруднений коммуникации. Подобная совокупность характерологических особенностей находит подтверждение в весьма низкой самооценке миопических пациентов, характеризовавших себя как «неуверенных в себе», «стеснительных», «малопривлекательных», «негармоничных» и «слабых».
Анализ литературных данных свидетельствует о том, что многие авторы склонны рассматривать эти свойства личности близоруких как следствия нарушений зрения и связанных с ними сложностей социальной адаптации. Альтернативное мнение наиболее четко высказано М.В. Rosanes, полагающей, что миопия может быть вариантом или аспектом реакции личности определенного типа на стресс. Очевидно, что решение вопроса о взаимосвязи внешних и внутренних аспектов такого реагирования тесно связано с более глубоким пониманием роли микросоциальных, и в первую очередь семейных, факторов, способных связать в единую систему процессы сенсорного, когнитивного и личностного развития. Можно предполагать существование особого рода семейных взаимоотношений, с одной стороны, способствующих развитию отмеченных выше индивидуальных особенностей личности и, с другой стороны - создающих условия для возникновения и фиксации миопической установки зрения. В связи с этим основной целью данной работы являлось изучение различий в представлениях о семейных взаимоотношениях родителей, воспитывающих детей с приобретенной близорукостью, и родителей, имеющих офтальмологически здоровых детей. Важность решения этой задачи связана с возможностью прогнозирования и оценки степени «микросоциального» риска возникновения детской близорукости.
Метод ассоциации
Методом ассоциации умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией ...
Проблема доверия и недоверия
Доверие как отдельное явление в психологии изучено крайне слабо, в большинстве случаев доверие рассматривается как необходимое условие возникновения какого-либо другого явления и не является предметом специального анализа. Как самостоятельное явление доверие описано в трудах Э. Эриксона; Т. Говира, а также в работах отечественного психо ...
Правила, регулирующие распространение психодиагностических методик.
Распространение психодиагностические методик - проводится через издателей и специальных распространителей, имеющих на это право. Психодиагностические методики не поступают в свободную продажу. Право приобретения предоставляется людям, имеющим определенную квалификацию. Распространители должны следить, чтобы методики попадали в руки квал ...