Исследование внутрисемейных отношений осуществлялось с использованием опросника для родителей, предложенного Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицким. Опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений) включает в себя 130 вопросов и позволяет выявлять различные отклонения в отношении родителей к детям по специальным шкалам: выраженности контроля за ребенком - чрезмерность (Г+) и (Г-) его недостаточность уровню удовлетворения потребностей (чрезмерный У+ и недостаточный У-); перегрузки обязанностями, их трудности (Т+) или недостаточности (Т-); чрезмерности запретов по отношению к ребенку (3+) и их недостаточности (3-); чрезмерной строгости наказаний ребенка (С+) и явной ее нехватки (С-), а также исследовать причины этих нарушений: расширение сферы родительских чувств (РРЧ) и их неразвитость (НРЧ), предпочтение в ребенке детских качеств (ПДК), фобия утраты ребенка (ФУ), воспитательная неуверенность (ВН), сдвиг в установках по отношению к ребенку в зависимости от пола (ПМК - предпочтение мужских качеств и ПЖК - предпочтение женских качеств в ребенке), проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - ПНК, непоследовательность в воспитании ребенка - Н, конфликтность воспитания - ВК. При обработке результатов тестирования нами использовались также суммарные значения по биполярным шкалам, Г, Т, У, 3 и С. Статистическая обработка результатов производилась с применением программного пакета SAND. Достоверность различий средних значений шкал опросника оценивали с помощью критерия Стьюдента, сравнение частот встречаемости вариантов ответов на вопросы теста осуществляли по критерию X 2. Эмпирические решающие правила, позволяющие дифференцировать исследуемые группы, строились посредством процедуры «синдромного анализа». Значимыми считались различия, достоверные при < 0,05.
В исследовании участвовали 54 семьи, было получено 87 опросников, из них 35 принадлежали отцам и 52 - матерям, 39 опросников было получено от родителей близоруких детей. В 33 семьях были получены ответы от обоих родителей, среди них 40 родителей имеют нормальное зрение и 26 - миопические нарушения, в целом по выборке 59 и 28 соответственно. Количество детей в семье варьировало от 1 до 5. Средний возраст родителей составил 38,55 ± 6,25 лет, средний возраст детей - 12,16 ± 4,13 лет.
Проблема обозначенная взрослым
Мальчик в возрасте 10 лет находиться в состоянии повышенной агрессии, раздражительности к окружающим. Часто присутствуют конфликты с родителями (мамой, папой), с бабушками и дедушкой и другими детьми. Проявляет чувство озлобленности к окружающим. Агрессивно воспринимает любую критику или отказ в чем-либо. Может в грубой форме ответить н ...
Типы подходов к изучению лидерства.
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, ...
Влияние ведущей мотивации на становление личности студента
Влияние ведущей мотивации на адаптивные способности первокурсников в процессе профессионально-личностного развития
Процессы, наблюдаемые в ХХI веке, во многих странах мира, а особенно в Российской Федерации, указывают на все большую заинтересованность общества в здоровом и сильном молодом поколении, как основы обеспечения военно-эконом ...