Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Результаты и обсуждение
Страница 2

Исследование взаимных корреляций шкал опросника АСВ с наличием близорукости у детей и числом детей в семье позволило выявить следующую структуру взаимосвязей (рисунок). Как явствует из рисунка, наличие детской близорукости в семье наиболее тесно связано с оценкой родителями степени удовлетворения потребностей детей (У), воспитательной неуверенностью (ВН) и сложностью обязанностей ребенка (Т).

Учитывая низкие оценки по шкале Т и высокие по шкалам У, ВН и РРЧ у родителей первой группы, а также факт резкой поляризации оценок родителей близоруких детей по шкале контроля (Г), можно предложить следующую гипотетическую модель «семейной почвы» для развития детской близорукости:

1. Резкая поляризация функций контроля за ребенком и сосредоточение их в руках матери проводят к снижению отцовского влияния и, вероятно, возрастанию взаимной неудовлетворенности супругов. Компенсацией подобного состояния является расширение сферы родительских чувств (возрастание РРЧ) и стремление родителей (в первую очередь матери) привязать ребенка к себе.

2. Расширение сферы родительских чувств в области, не связанной с отношениями «ребенок-родитель», с одной стороны, сопровождается возрастанием требований к ребенку, трудности и сложности его обязанностей (положительная корреляция со шкалой Т), чему также способствует их резкая недооценка, а с другой - приводит к возрастанию воспитательной неуверенности (рост ВН) как в силу сомнений в правомерности предъявляемых требований, так и из-за сомнения в способностях ребенка справиться с ними.

3. Возрастание воспитательной неуверенности родителей, с одной стороны, компенсируется их попытками полнее удовлетворять потребности ребенка (возрастание шкалы У) и, с другой стороны, способствует возникновению детской близорукости как инструмента, позволяющего минимизировать обязанности (отрицательная корреляция со шкалой Т) и максимизировать удовлетворение потребностей (положительная корреляция со шкалой У).

Очевидно, что наиболее вероятным поведением родителей по отношению к ребенку при ухудшении зрения и развитии у него близорукости будет снижение предъявляемых требований и повышение воспитательной неуверенности. Как известно, возрастание ВН стимулирует нарушения воспитания по типу потворствующей гиперпротекции и стремление полнее удовлетворять любые потребности ребенка. Именно такое воспитание, по мнению Дж. Хейли, является особенно деструктивным как по отношению к развитию, самостоятельности и «силы Эго» ребенка, так и по отношению к его стрессоустойчивости. Тепличная атмосфера в семье приводит к ситуации, когда даже незначительные изменения условий воспринимаются как стресс, на который хочется закрыть глаза. По всей видимости, именно изменения социальной ситуации, а точнее, неподготовленность родителей и ребенка к таким изменениям (подготовка и поступление в школу, подростковый период) и подсознательное желание сохранить симбиотические отношения являются одной из причин стресса, в качестве реакции на который развивается близорукость. Эту точку зрения подтверждает факт удивительного совпадения пиков возникновения и ускорения прогрессирования близорукости с началом обучения в школе (6-8 лет) и подростковым возрастом (13-15 лет).

Таким образом, согласно данной модели, источником стресса, стимулирующим развитие детской близорукости, является плохо осознаваемая внешняя угроза разрыва или ослабления установившихся в семье симбиотических отношений. Тревога и неосознаваемое психическое напряжение «удобно устраиваются» на цилиарной мышце (спазм аккомодации), что позволяет ребенку оградить себя от беспокоящих факторов (не замечать их, не заглядывать так далеко, буквально закрыть на них глаза), сокращая зону ясного видения. Мышечное напряжение охватывает также область шеи и плечевого пояса, приводя к специфическим изменениям осанки (сутулость, поднятые плечи, опущенная голова), характерному направлению взгляда (исподлобья, снизу вверх) и развитию неправильных навыков зрения. Симбиотические отношения, в свою очередь, способствуют формированию описанных выше личностных особенностей близоруких и выполняют роль благоприятной питательной среды для возникновения и фиксации нарушений зрения.

Страницы: 1 2 


Профессиональные способности менеджера.
Каждый ли руководитель может стать мастером своего дела или для достижения успеха нужны врожденные дарования? Психологи считают, что способности не даются человеку от природы в готовом виде. Человек рождается с задатками, из этих задатков под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств и самой деятельности человека развиваются способн ...

Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом
Типологическое направление В рамках этого направления психология личности понимается как учение о типах личности, а основной характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к определенному типу. Внутри типологического направления, в свою очередь, выделяются некоторые его виды, варианты. Так, достаточно широкое распро ...

Что такое коллектив?
Коллектив-это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития (развитие групповое: уровень). В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны: 1) высокая сплоченность (сплоченность групповая); 2) самоопределение коллективное - в п ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru