Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Судебно-психологическая экспертиза
Страница 1

Материалы » Судебно-психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза – это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом-психологом – в отношении человека или ситуации. СПЭ назначается определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу, а именно заключения эксперта – психолога.

Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных судом перед экспертизой вопросов.

В процессуально содержательном плане различают следующие типы экспертиз:

1. по месту проведения (амбулаторная, стационарная, в суде);

2. по формально-процессуальному аспекту (первичная, дополнительная, повторная);

3. по процессуальному положению подэкспертного (экспертиза обвиняемого, экспертиза потерпевшего, экспертиза свидетелей и т.д.).

Изложение результатов экспертизы начинается с данных психобиографического исследования, подчеркивая те сведения, которые имеют непосредственное отношение к решению поставленных судом перед экспертом вопросами. Формулировка ответов на вопросы должны осуществляться на основе результатов конкретного обследования и делаться в целенаправленной форме, закономерно отражающей все предшествующие обсуждения и не вызывающей сомнений в резюмированном обобщении.

1. Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.

Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

Объектом судебно-психологической экспертизы является психологическая деятельность здорового человека.

В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

1. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, руководить ими;

2. установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

3. Установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних), правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление.

4. Установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

5. Установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством а период. предшествовавший его смерти, психического состояния, предполагавшего к самоубийству, и определению возможных причин возникновения этого состояния;

6. Установление ведущих мотивов в проведении человека и мотивации отдельных подпунктов как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

7. установление индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его поведение и на формирование у него намерения совершить преступление;

8. Установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности, ее участников, которые позволяют занимать лидирующие или какое-либо иное положение в группе.

9. Установление на определение наличия или отсутствия у лица, управляющего техническим устройством, технического состояния, существенно повлиявшего на его способность управлять им (на транспорте, в производстве).

10. Установление социально-психологической структуры преступной группы, где СПЭ используется в отношении участников организованных преступных формирований.

Формулируя вопросы, необходимо учитывать:

1. общий предмет, объекты и научно-методические возможности СПЭ;

2. Уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое значение фактов, устанавливаемых с помощью заключения экспертов;

3. Конкретные обстоятельства дела, в которых возникли повод и основание для назначения СПЭ.

Вопросы не должны выходить за рамки профессиональной компетенции эксперта, в частности носить правовой характер. В СПЭ не входит оценка юридических признаков субъективной стороны преступления, юридическая квалификация, моральная оценка личности и поведения подэкспертного решения вопросов медицинской диагностики. Юридическое основание для производства судебно-психологической экспертизы – соответствующее постановление следователя или определение суда. Недопустима подмена психологических понятий (физиологический аффект, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция) правовыми, например: «внезапно возникшее сильное душевное волнение».

Страницы: 1 2


Задачи школьной психодиагностики
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления ...

Роль семьи
Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая с ...

Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности
Стиль — это индивидуальный способ использования социальных и психологических технологий в управлении. Стиль определяет структуру (набор и композицию) социальных и психологических технологий, которые присущи только конкретному человеку. Формирование стиля зависит от ролевой стратегии, которую выбирает менеджер для воздействия на социаль ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru