2. Любые психологические исследования состоят из следующих этапов:
1. изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предмета судебно-психологической экспертизы;
2. постановка задач исследовательского характера;
3. отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами;
4. непосредственное проведение исследования.
а) психологический анализ материалов уголовного дела;
б) наблюдение за подэкспертным;
в) беседы с подэкспертным;
г) применение инструментальных методов исследования индивидуально-психологических особенностей подэкспертного;
д) анализ и обработка полученной информации;
е) работа со специальной литературой;
ж) составление заключения эксперта.
Заключение эксперта является доказательством по уголовному делу.
Судебно-психологическая экспертиза помогает полнее познать личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С целью уменьшения ошибок, допускаемых иногда судами при квалификации преступлений, целесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних, при неосознаваемых мотивах взрослых преступников и при наличии данных, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом.
При помощи судебно-психологической экспертизы удается объяснить поведение обвиняемого, выяснить его психологическую установку и стимулы, побудившие его к действию.
Эксперты – психологи определяют мотив преступного поведения как процесс, отражающий влияние внешних и внутренних факторов на поведение человека. Их задача сводится к исследованию потребностей, убеждений, психических свойств личности, влияние среды. С учетом данных обстоятельств СЭП в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить по некоторым категориям дел. Юридический мотив совершения преступления.
Уголовно-правовое значение СЭП заключено в том, что она способствует установлению признаков личности, которые являются элементами состава преступления: возраста, внезапно возникшего сильного душевного волнения, беспомощного состояния потерпевшего, мотива преступления.
Влияние гендерного развития на формирование социальной активности слепого и
слабовидящего ребенка
Современные тенденции исследования проблемы половой дифференциации, связаны с развитием социально-конструктивистского подхода. В новых социально-экономических условиях развития мирового сообщества происходят нарушения традиционно сложившихся социально-культурных взаимоотношений между мужчинами и женщинам. Результатом этого является возн ...
Социально-ролевые отношения
Социально-ролевые и социально-политические отношения в группе определяются рядом параметров. Для более точной характеристики места каждого индивида в структуре внутригрупповых отношений используются такие понятия как «статус», «престиж» и «роль».
Статус
- это положение индивида в системе межличностных отношений, определяющее ее право, ...
Формирование первого впечатления.
Содержание понятия «первое впечатление»
Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В его всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, ...