Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Речевые антиципации
Страница 1

Выборку исследования составили 200 испытуемых. В экспериментальную группу вошли 100 больных с невротическими реакциями и состояниями. Контрольная группа была сформирована из 100 психически здоровых людей, у которых в течение жизни не отмечалось невротических симптомов. В качестве инструментов исследования речевой деятельности, которые позволили бы рассматривать субъективный прогноз как единственный фактор, определяющий поведение, были выбраны: методика восстановления зашумленных слов, экспериментальная методика по получению субъективных частотных оценок слов, методика заполнения фразового пробела.

Результаты изучения речевого прогнозирования при невротических расстройствах демонстрируют существенные отклонения по этому показателю в сравнении с психически здоровыми лицами (р≤0,01).

Анализ процесса субъективного речевого прогноза больных с невротическими расстройствами позволил утверждать, что при данном заболевании нарушена не статистическая организация единиц лексикона, а возможность оперировать ими в соответствии с психолингвистическими правилами, т.е. доступ к лексикону, основанный на процессах антиципации. Наблюдаемое несоответствие субъективной модели вероятностной структуры идиолексикона его объективной структуре при заболевании неврозом объясняется сбоями при построении субъективного прогноза в речевом поведении. Неадекватные антиципационные процессы в речевой деятельности больных с невротическими расстройствами имеют обратимый характер, а так как структура памяти у этих больных является сохранной, наблюдавшиеся в их поведении нарушения следует отнести за счет нарушений в работе блоков прогноза.

В норме, в связи с частотной организацией идиолексикона, при недостатке информации в речевой ситуации выбирается наиболее высокочастотное слово, порождаемые лучше и быстрее низкочастотных. У больных неврозами при необходимости актуализации единиц лексикона прогноз не подчинялся данной закономерности. Подбор речевых элементов не характеризовался превалированием ни высокочастотных, ни низкочастотных вариантов, а отличался значительной вариабельностью, что обусловило снижение их прогностических возможностей в речевой деятельности.

При изучении вероятностной организации идиолексикона больных с невротическими расстройствами был установлен факт несоответствия субъективных вероятностей речевых элементов их объективным вероятностям. Сущность расхождения в оценивании частот лексических единиц (слов) в норме и при невротических расстройствах заключается в ослаблении дифференциальной чувствительности при определении вероятности появления слов, относящихся к классам высокочастотных и низкочастотных, и, как следствие, дихотомическим, «полярным» типом мыслительной деятельности. Больные неврозами с речевой антиципационной несостоятельностью оказались способными определить направление вектора по признаку «часто - редко», т.е. оценить слово, как часто или редко используемое ими в речи. Ни один из испытуемых экспериментальной группы не оценил заведомо редкое слово как частое или, наоборот, частое как редкое. Но при решении вопроса, насколько оно является частым (редким), испытывали значительные трудности по сравнению со здоровыми индивидами. При актуализации вероятностной структуры идиолексикона больными с невротическими состояниями отмечалось завышение оценок частоты употребления большинства частых слов и занижение вероятности появления в речи редких слов.

У больных с прогностической некомпетентностью наблюдается неадекватность функционирования антиципационных механизмов при смысловом восприятии речи и актуализации речевых связей, нарушение способности к вербализации субъективного семантического опыта. Характерный для них «синдром семантического опустошения» проявляется в виде трудностей извлечения из семантического пространства слов, сложностей дифференциации индивидуального лексического словаря и подбора адекватных лексических единиц. Испытуемые экспериментальной группы демонстрировали комплексность мышления, «застреваемость» в рамках одного круга понятий, значительное снижение критичности мышления, недостаточность аналитических операций, заторможенность и скачкообразность речемыслительных процессов, что, в свою очередь, привело к нарушениям семантических связей и, соответственно, к нарушениям речевого прогнозирования на уровне смысловых гипотез.

Страницы: 1 2


Развитие исследовательских способностей детей
Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя любознательность и желание экспериментировать. Спонтанно проявляющаяся поисковая активность ребенка в специально орга ...

Проблема антропогенеза в психологии
Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, – сознание человека. Развитие сознания у человека неразры ...

Какие выделяют виды общения?
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. 1. По содержанию оно может быть: 1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) 1.2 Когнитивное (обмен знаниями) 1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) 1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru