Современные тенденции исследования проблемы половой дифференциации, связаны с развитием социально-конструктивистского подхода. В новых социально-экономических условиях развития мирового сообщества происходят нарушения традиционно сложившихся социально-культурных взаимоотношений между мужчинами и женщинам. Результатом этого является возникновение проблемы феминизации и маскулинизации. Особенно ярко выражается это у представителей женского пола, часть которых, считают себя ущемленными, при распределении социальных ролей, и особенно в системе управления государством. Все это вызывает интерес к проблеме гендерной политики на современном этапе. Гендерные различия в современном социуме, изучаются не как продукт и результат деятельности отдельного индивидуума по половому различию, а как процесс идентификация личности.
Исследование гендерных различий охватывает различные периоды исторического развития всех цивилизаций мира. На протяжении многих лет проблемы половой дифференциации рассматриваются с точки зрения отдельного пола и его влияние на развитие способностей (математических, творческих, гуманитарных и др.). Поэтому выше сказанное актуализирует выбранную нами проблему и особенно в области специальной психологии с детьми нарушениями зрения, так как данная проблема незначительна, исследована в тифлопсихологии.
У девочек и мальчиков в современное время формируется особый «кризисный» менталитет в понимании своей социальной роли. Средства массовой информации способствуют созданию и превосходства стереотипа силы, власти (денег, социального положения) не зависимо от принадлежности к полу. Происшедшие изменения приводят к оживлению различных воззрений на стирание половых различий и, как правило, борьба одного с другим, приоритет не равенства, объясняется борьбой против ущемления прав, особенно женского населения. Поэтому возникает различные группы «однополовой» любви.
В отечественной специальной психологии изучением формирования социальной активности у детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, И.Г. Корнилова, Д.М. Маллаев и другие. Однако в этих исследованиях основной акцент делался на развитие коммуникативной деятельности. Поэтому основной проблемой нашего исследования является изучение влияния гендерных различий на формирование социальной активности слепого и слабовидящего ребенка. Проблема влияния гендерных различий на формирование социальной активности в норме и при сенсорном дефекте имеет такие же общие индивидуально-психологические особенности, обуславливающие поведение мальчиков и девочек, в частности зрительной депривации. Но при этом у слепых и слабовидящих имеются специфические закономерности формирования гендерных различий, так как это связанно с тем, что многие социальные роли воспринимается на суженной сенсорной основе.
Проведенное исследование показало, что проблема влияния гендерных различий на формирование социальной активности в норме и при сенсорном дефекте имеет такие же общие индивидуально-психологические особенности, обуславливающие поведение мальчиков и девочек, в частности зрительной депривации. Но при этом у слепых и слабовидящих имеются специфические закономерности формирования гендерных различий, так как это связанно с тем, что многие социальные роли воспринимается на суженной сенсорной основе.
В процессе исследования мы выявили IV уровня социального поведения слепого и слабовидящего ребенка в игровой деятельности:
I уровень характеризуется отсутствием представлений у детей о правилах пов-дения в обществе взрослых и детей, ориентиром на свои потребности и желания, эгоцентризмом, пассивностью и т.д. Как в норме, так и у детей с нарушением зрения, начиная со старшей группы детского сада, исчезает первый уровень поведения, который присущ лишь детям младшего и среднего дошкольного возраста.
Роль микросоциальных условий в формировании самоотношения учащихся старших
классов с задержкой психического развития
Проблема самосознания личности и его структурных компонентов является одной из самых актуальных и сложных проблем современного социально-гуманитарного знания. Столь большое значение проблемы обусловлено, прежде всего, тем фактом и местом, которое она занимает в бытии человека как неприродного, а социально-духовного существа. «Поставить ...
Способ 3. «Улыбка – кнопка хорошего настроения»
Каждое утро, перед тем как встать, обязательно нажимайте ее. Ведь юмор - наиболее эффективное средство в борьбе с депрессией. Скажите себе, что это - чистый новый день, он будет чудесным, и улыбнитесь. При подавленном настроении просто незаменима хорошая комедия, юмористическая телепередача. Благодаря «сеансам» смеха снимается нервное н ...
Методы исследования в педагогической психологии
Педагогическая психология, располагает основным арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др. В зависимости от уровня научного познания - теоретического или эмпирического - методы определяются как теоретические или эмпириче ...