Управленческие кадры востребованы во всех отраслях народного хозяйства. На руководителя возложена наибольшая доля ответственности за успешное развитие и функционирование организации. В связи с этим появляется необходимость использовать рациональные средства анализа собственной деятельности для преодоления влияния модели ограниченной рациональности, описанной Д. Канеманом, А. Тверски. На более высокую эффективность опережающего подхода (prospective approach) к анализу собственной управленческой деятельности по сравнению с ретроспективным (retrospective approach) указывают A. Mumford P. Honey и G. Robinson. В контексте изучения психологических основ успешности управленческой деятельности следует рассматривать опережающую рефлексию как качественно новую форму опережающего отражения, возникающую на речемыслительном уровне антиципации, и имеющую место в процессе планирования. При наличии сходных понятий в психологии, встает вопрос о границах понятия «опережающая рефлексия».
Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков указывают на то, что все понятия, подразумевающие фактор будущего времени в организации поведения животных и деятельности человека, являются однопорядковыми. Они раскрывают разные аспекты явлений одной и той же природы. Согласно этим авторам, наиболее емкое из понятий – понятие «опережающего отражения».
Опережающее отражение – термин, предложенный П.К. Анохиным в рамках теории функциональной системы как центрально-периферического образования, обеспечивающего достижение приспособительного эффекта при помощи саморегуляции. Опережающее отражение позволяет исправить ошибку поведения. Гипотезу о нервном механизме экстраполяционных процессов предложил Е.Н. Соколов, используя термин «нервная модель стимула» как многомерное отображение нервной системой внешнего раздражителя. Информация о первоначальных параметрах, поступающая в мозг, может привести к формированию модели, предвосхищающей все параметры раздражителя. В концепции Н.А. Бернштейна рассматривается моделирование потребного будущего, которое происходит посредством двигательной задачи. Обязательной предпосылкой двигательной задачи является экстраполяция – «заглядывание вперед». «Наметить двигательную задачу… означает создать в какой-то форме образ того, чего еще нет, но что должно быть…». Текущее программирование взаимодействует с вероятностным прогнозированием хода отдельного действия или целого поведения (И.М. Фейгенберг). В результате прогноз становится более точным. При включении в прогнозируемую ситуацию более одного субъекта возникает рефлексия. Поскольку механизм вероятностного прогнозирования предполагает опережение вероятного хода событий, здесь возможно говорить об опережающей рефлексии. Один из частных случаев опережающего отражения представляет собой антиципация. Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков рассматривают антиципацию с позиции системного подхода, выделяя пять уровней. Субсенсорный уровень – это уровень неосознаваемых нервно-мышечных преднастроек для выполнения действий. Сенсомоторный уровень обеспечивает элементарное временно-пространственное обнаружение и опережение стимула. На перцептивном уровне становится возможным синтез прошлого опыта и формирование образов-представлений. Уровень представлений предполагает переживание человеком временно-пространственной непрерывности окружающей его среды. Речемыслительный (вербально-логический) уровень – уровень интеллектуальных операций. Здесь становится возможным планирование действий. На этом уровне включаются рефлексивные процессы. Человек «способен предвидеть последствия своих действий на достаточно длительные промежутки времени, а также возможные ответы на его действия со стороны других людей. Иначе говоря, в процессе антиципации осуществляется рефлексивное отражение». «Антиципация на речемыслительном уровне… связана с появлением качественно новых форм опережающего отражения». Антиципационным процессам принадлежит ведущая роль в регуляции поведения – они являются связующим звеном механизма психической регуляции и деятельности. «Именно антиципация обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения (и деятельности), она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и в коммуникативные акты». Процессуальная сторона целеобразования, помимо прочего, включает в себя отображение промежуточных и конечных результатов, а в ряде случаев и последствий совершаемой деятельности. Таким образом, учет возможности антиципации развернуться от будущего к настоящему в процессе целеобразования, и возможности рефлексии оценивать прошлое с точки зрения настоящего, позволяет сделать следующее предположение. Оценивание настоящего с точки зрения будущего в рамках речемыслительного уровня антиципации возможно посредством опережающей рефлексии. Опережающая рефлексия содержит в себе основной признак рефлексии – остановку и «взгляд назад», но сама эта остановка происходит с позиции будущего по отношению к настоящему. Рефлексивное управление, о котором пишет В. Лефевр и рефлексивные процессы различного порядка, о которых упоминает И.М. Фейгенберг при описании видов вероятностного прогноза, возможны в случае предвосхищения позиции оппонента и рассмотрения с этой позиции собственного поведения. Исследование роли опережающей рефлексии позволит углубить представления психологов о ресурсах повышения эффективности управленческой деятельности.
Процесс развития личности
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Проблема личности в психологии - проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия "личность", ...
Выводы
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить, что воображение дошкольника отличается от воображения взрослого. У дошкольников видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, как не бывает. дошкольник легко объединяет разные преставления и не критически отно ...
Создание хорошего впечатления о себе. Комплименты, их виды и особенности
Для создания хорошего впечатления о себе нужно умело использовать свои сильные стороны и не проявлять слабые. Следует выстраивать поведение, опираясь на свои лучшие качества. Техника создания благоприятного впечатления требует выполнения этих действий[2].
Феликс Алексеевич Кузьмин, психолог, профессор Московской государственной Академи ...