Несмотря на возросший интерес к проблемам детской агрессивности и значительное количество исследований, посвященных этой тематике, некоторые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Для определения степени выраженности той или иной формы проявления агрессии, использовался тест Басса-Дарки. Кроме определения степени выраженности какой-либо формы агрессии данная методика позволяет определить степень агрессивности и враждебности подростков.
Для определения направленности личности использовался теста Б. Басса. Опросник позволяет вывить одну из трех личностных направленностей:
1. направленность на себя («Я»);
2. направленность на дело («Д»);
3. направленность на общение («О»).
По итогам диагностики выраженности агрессивности у подростков было выявлено, что у 61,5% подростков уровень агрессии не превышает нормальный и 37,5% подростков имеют уровень агрессии, превышающий нормальные показатели.
На следующем этапе исследования проводилась диагностика направленности личности. На основании полученных результатов испытуемые были разделены на три группы, в зависимости от направленности личности:
1 группа – 26,6% подростков с направленностью личности на дело – «Д»;
2 группа – 34,4% подростков с направленностью личности на общение – «О»;
3 группа –39% подростков с направленностью личности на себя – «Я».
Сопоставив результаты двух диагностик, нами был сделан вывод о том, что среди подростков с высоким уровнем агрессивности 87,5% имеют направленность личности на себя («Я»), 12,5% на дело («Д»). Подростков с высоким уровнем агрессивности не выявлено в категории с направленностью личности на общение («О»).
Если же говорить об особенностях проявления агрессивных форм поведения у подростков с различной направленностью личности, то можно указать на следующее:
Для подростков с направленностью личности на «Я» характерно доминирование таких показателей как «вербальная агрессия», «физическая агрессия» и «подозрительность». Наименьшую выраженность получили показатели «негативизм» и «чувство вины», что, в общем, может свидетельствовать об отсутствии отрицательной установки по отношению к другим людям, однако и о недостаточной критичности к своим поступкам, совершаемым в их отношении.
Индекс враждебности у данной категории подростков составляет 13 баллов, что превышает нормальные показатели на 3 балла.
Индекс агрессивности составляет 26,52 балла, что превышает верхние границы показателя нормы на 1,52 балла.
Для подростков с направленностью личности на дело («Д») характерно доминирование таких показателей как «чувство вины», «вербальная агрессия» и «подозрительность».
Наименее выраженным показателем у данной категории подростков является «негативизм», что говорит об отсутствии отрицательной установки в восприятии других людей.
Индекс враждебности у группы подростков с направленностью личности на дело в целом составляет 8 баллов, что соответствует норме.
Индекс агрессивности составляет 14,4, что соответствует норме.
Для подростков с направленностью личности на общение («О») характерно доминирование такого показателя как «чувство вины», что говорит о нежелании причинить боль другому, ориентации на взаимопонимание, доброжелательное общение. Кроме того, очень низкий показатель по шкале. негативизм. свидетельствует об общем положительном настрое по отношению к другим людям, способности доверять им и принимать их точку зрения.
Индекс враждебности составляет 5,27 балла, что не превышает нормальные показатели.
Индекс агрессивности составляет 8,39 балла, что так же не превышает нормальные показатели.
Интровертный тип
Интровертный собеседник - полная противоположность вышеописанному типу. Он заранее чувствует себя виноватым, когда возникает потребность обратиться к вам, вдруг его вопрос покажется вам глупым или неуместным. Уж лучше тогда вообще промолчать и обращаться к окружающим как можно реже. Если же вы обратитесь к интровертному человеку, то он ...
Виды невербального общения
Невербальное общение
— вид общения без использования слов.
Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и дрессированными животными.
Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения.
Его составляют:
· голос, п ...
Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
В определении типов мышления существуют различные подходы.
По степени развёрнутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное – мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.
По характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое (концептуальное) и практическое, осуществляемое н ...