Были исследования и по изучению особенностей профессиональной адаптации мужчин и женщин. Так, выявлено, что у женщин на первый план выступает социально-психологический аспект, а у мужчин - профессионально-деятельностный.
Было также установлено, что мужчина и женщина, выполняющие одинаковую профессиональную деятельность имеют не одинаковый взгляд на нее и на ее выполнение. Так, в исследованиях И.В. Грошева, Р.Х. Кузиной было показано, что есть различия у мужчин и женщин в оценке ими профессиональных качеств. Также, различаются у мужчин и женщин стили осуществления одной и той же деятельности. Так, Д.А. Мишутин показал, что имеются некоторые различия в педагогическом общении мужчин и женщин- учителей: мужчины чаще используют личностно-групповое общение, а женщины- межличностное общение. Мужчины по сравнению с женщинами чаще используют неречевые средства общения, а женщины - речевые. По данным других исследований установлено, что женщины в большей степени, чем мужчины, заинтересованы в санитарно-гигиенических условиях труда, в улучшении организации работы. Они, как отмечает Н.Н.Обозов, больше ориентированы на оценки их труда другими участниками совместной деятельности, поэтому похвала или негативная оценка являются основными регуляторами их трудовой активности. Женщины больше всего чувствительны к отношениям, складывающимся на производстве, поэтому они предпочтут работу, где у них сложились хорошие отношения, даже в ущерб заработной плате. Ориентация на личные, конформные отношения может компенсировать их неудовлетворенность в семейно-брачных отношениях.
В исследовании приняли участие сотрудники среднего управленческого звена ОАО «Сахаэнерго». Выборка состояла из 40 женщин и 40 мужчин.
Для решения поставленных задач исследования нами выбраны следующие психодиагностические методики:
1) Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия.
2) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО).
Проведенное исследование показало, что уровни социально-психологической адаптации мужчин и женщин значимо не отличаются.
Но отметим, что нами были выявлены различия частного характера, так, установлено, что женщины в целом в процессе адаптации ориентированы на ее социально-психологическую сторону, а мужчины - на профессиональную. Например, женщины, в отличие от мужчин, оценивают взаимоотношения в коллективе более благоприятно, считая, что коллектив помогает проявлять личную инициативу и развить свои способности. По параметру «отношение к труду», выявлено, что женщины определяют свою работу более пессимистично, они менее удовлетворены тем, насколько работа соответствует их склонностям, интересам и в отличие от мужчин не склонны оценивать свою работу как интересную. Также, выявлено, что женщины чаще мужчин ощущают напряженность и монотонность во время работы, и в отличие от мужчин они расценивают свою работу как имеющую небольшое значение для всего коллектива и т.д.
Но выдвинутая гипотеза о существовании значимых гендерных различий в социально-психологической адаптации персонала не подтвердилась. И мы можем утверждать, что фактор «полового признака» не влияет значительно на характер социально-психологической адаптации персонала в организации.
Понятие межличностной перцепции
Говоря о межличностном восприятии (межличностной перцепции), С.Л. Рубинштейн отметил, что люди, воспринимая как бы «читают» другого человека, расшифровывают значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения людей. Процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) дру ...
Тест «Цветовых отношений»
Позволяет выявить эмоциональный компонент в отношении к знакомым людям для исследуемого ребенка. Цвета, которые применяются для данного теста те же, которые используются для теста Люшера, но интерпретация цветов уже по отношению не к объекту, а к его окружению.
Данный тест, как и тест Люшера имеет те же достоинства. ...
Признаки одаренности
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу ...