Понятие субъекта и положение о субъектном подходе при исследовании психики были введены в 40-х г. ХХ в С.Л. Рубинштейном.
Идея субъектности имеет сложную историю развития в отечественной психологии.
Методологическая основа научного психологического анализа субъектных измерений личности заложена в концепции человека, выдвинутой С.Л. Рубинштейном; заданная его философско-методологическими работами, парадигма субъектности как качества личности получила развитие в трудах К.А. Абульхановой-Славской [4].
Пафос теории личности Рубинштейна заключается в том, что человек должен быть взят внутри бытия, в своем специфическом отношении к нему, как субъект познания и действия, как субъект жизни [3].
То есть рассматривать личность, её развитие нужно именно в процессе жизнедеятельности личности.
Личность, по Рубинштейну, раскрывается, развивается и вообще существует в силу существования других: “мое отношение, отношение данного моего "Я" к другому "Я" опосредствовано его отношением ко мне как объекту, т.е. мое бытие как субъекта для меня самого опосредствовано, обусловлено, имеет своей необходимой предпосылкой мое бытие как объекта для другого.
Значит, дело не только в том, что мое отношение к себе опосредствовано моим отношением к другому, но и в том, что мое отношение к самому себе опосредствовано отношением ко мне другого… Для человека другой человек - мерило, выразитель его "человечности". То же для другого человека мое "я". Ввиду их симметричности и равноправности каждый человек одновременно и представитель человечества - "рода" человек, и выразитель, мера "человечности" других людей.
Итак, исходным условием моего существования является существование личностей, субъектов, обладающих сознанием, - существование психики, сознания других людей" [3].
И даже понятие “личной жизни", которое, казалось бы, должно быть основано только на индивидуальном пути конкретного индивида, Рубинштейн рассматривает через призму другого: “личная жизнь выступает не как частная жизнь, т.е. жизнь, из которой все общественное отчуждено, но как жизнь, включающая общественное, но не только его, а и познавательное отношение к бытию, и эстетическое отношение к бытию, и отношение к другому человеку как человеческому существу, как утверждение его существования" [3].
У Абульхановой-Славской эта идея выражена похожим образом: “способность личности "переключить" свои жизненные стремления с материальных на другие ценности и является, собственно, показателем того, что она начала жить личной жизнью” [1].
Как соотносятся личность и сознание в концепции Рубинштейна?
Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого способа существования в мире, и своеобразное отношение человека к миру связано с наличием у него именно сознания.
Но, по мысли Рубинштейна, не каждую личность можно назвать субъектом своей жизни. Да, личность обладает сознанием - она отделяет собственное “Я” от “Я” другого; она осознаёт себя как существо, осознающее мир и изменяющее его.
Варианты консультативных эмоций
- отсутствие взаимопонимания у родителей влияет на поведение и внутреннее эмоциональное состояние ребенка;
- заболевание у ребенка на психическом уровне (требуется медицинское вмешательство);
- чрезмерный контроль со стороны родителей без учета психического развития ребенка этого возраста. ...
Психология межличностного общения
Исследование психологии масс, дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъект ...
Попытки сторон разрешить объективно проблемную ситуацию неконфликтным
способом
Я стала сама себе приводить веские аргументы в пользу той и другой стороны проблемы. Разъясняла их себе, пока ещё объективно оценивая ситуацию. ...