Понятие субъекта и положение о субъектном подходе при исследовании психики были введены в 40-х г. ХХ в С.Л. Рубинштейном.
Идея субъектности имеет сложную историю развития в отечественной психологии.
Методологическая основа научного психологического анализа субъектных измерений личности заложена в концепции человека, выдвинутой С.Л. Рубинштейном; заданная его философско-методологическими работами, парадигма субъектности как качества личности получила развитие в трудах К.А. Абульхановой-Славской [4].
Пафос теории личности Рубинштейна заключается в том, что человек должен быть взят внутри бытия, в своем специфическом отношении к нему, как субъект познания и действия, как субъект жизни [3].
То есть рассматривать личность, её развитие нужно именно в процессе жизнедеятельности личности.
Личность, по Рубинштейну, раскрывается, развивается и вообще существует в силу существования других: “мое отношение, отношение данного моего "Я" к другому "Я" опосредствовано его отношением ко мне как объекту, т.е. мое бытие как субъекта для меня самого опосредствовано, обусловлено, имеет своей необходимой предпосылкой мое бытие как объекта для другого.
Значит, дело не только в том, что мое отношение к себе опосредствовано моим отношением к другому, но и в том, что мое отношение к самому себе опосредствовано отношением ко мне другого… Для человека другой человек - мерило, выразитель его "человечности". То же для другого человека мое "я". Ввиду их симметричности и равноправности каждый человек одновременно и представитель человечества - "рода" человек, и выразитель, мера "человечности" других людей.
Итак, исходным условием моего существования является существование личностей, субъектов, обладающих сознанием, - существование психики, сознания других людей" [3].
И даже понятие “личной жизни", которое, казалось бы, должно быть основано только на индивидуальном пути конкретного индивида, Рубинштейн рассматривает через призму другого: “личная жизнь выступает не как частная жизнь, т.е. жизнь, из которой все общественное отчуждено, но как жизнь, включающая общественное, но не только его, а и познавательное отношение к бытию, и эстетическое отношение к бытию, и отношение к другому человеку как человеческому существу, как утверждение его существования" [3].
У Абульхановой-Славской эта идея выражена похожим образом: “способность личности "переключить" свои жизненные стремления с материальных на другие ценности и является, собственно, показателем того, что она начала жить личной жизнью” [1].
Как соотносятся личность и сознание в концепции Рубинштейна?
Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого способа существования в мире, и своеобразное отношение человека к миру связано с наличием у него именно сознания.
Но, по мысли Рубинштейна, не каждую личность можно назвать субъектом своей жизни. Да, личность обладает сознанием - она отделяет собственное “Я” от “Я” другого; она осознаёт себя как существо, осознающее мир и изменяющее его.
Обработка результатов
Можно предположить, что размышления о мышлении позволили испытуемым экспериментальной группы сформировать целостное видение ситуации действования (т.е. проблемной ситуации и возможностей ее преобразования), в рамках которого они могли произвольно и осознанно варьировать различные стратегии решения задач. В итоге они смогли быстрее узнат ...
Профессиональная деформация: понятие, сущность
Профессиональное развитие личности можно рассматривать как процесс поэтапного разрешения комплекса противоречий, согласования различных тенденций и требований, которые задаются базовым противоречием между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к индивиду, и его желаниями, возможностями их реализации (Ю.П. Поваренков). ...
Методика "Беседа"
Автор: А.Л. Венгер и М.Р. Гинзбург
Апробация:
Цель: выявление отношения к школе и учению.
Стимульный материал: вопросы (10).
Проведение обследования: обследование проводится в форме беседы. Ответы регистрируются.
Вопросы:
Ты любишь играть? Во что? (Обратить внимание, названа ли школа. Если да – зачеркнуть первый номер).
Играешь л ...