В своих книгах она отталкивается от идей Рубинштейна о том, что жизнь является подлинной, если она осуществляется, строится самим человеком. Своим ответственным отношением к жизни субъект придаёт ей направление и движение.
Человек становится субъектом и в том смысле, что он вырабатывает способ решения жизненных противоречий, осознавая свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.
Ответственность является воплощением истинного, самого глубокого и принципиального отношения к жизни. Под ответственностью он понимал не только осознание всех последствий уже содеянного, но и ответственность за все . упущенное.
Ответственность возникает в связи с тем, что каждое совершающееся сейчас действие необратимо. Поэтому ответственность - это способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления, по ходу их свершения, вплоть до радикального изменения всей жизни [1].
Личность, по мнению Абульхановой-Славской, является субъектом тогда, когда она способна регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям. Важна активность личности. Она проявляется в том, как она преобразует обстоятельства, направляет ход жизни, формирует жизненную позицию. Динамика жизни человека перестает быть случайным чередованием событий, она начинает зависеть именно от его активности, от способности организовать и придать событиям желаемое направление [1].
В этом, по сути, и есть главная цель, смысл жизни личности. Наличие смысла жизни является критерием развития личности. По мнению Абульхановой-Славской и Рубинштейна жизнь имеет смысл тогда, когда она связана с другими: “на вопрос о смысле жизни каждого человека нельзя ответить, указав только на то, что этот человек делает для других людей (любовь к другим, добро или зло по отношению к другим).
Смысл жизни каждого человека определяется только в соотношении содержания всей его жизни с другими людьми. Сама по себе жизнь вообще такого смысла не имеет" [3].
Естественно, говоря о жизни субъекта и её смысле, Рубинштейн останавливается на вопросе смерти. “Для меня самого моя смерть - это не только конец, но и завершенность, т.е. жизнь есть нечто, что должно не только окончиться, но и завершиться, получить в моей жизни свое завершение”, - пишет Рубинштейн, тем самым подчёркивая значимость смерти, обозначая её важную функцию - превращать жизнь в нечто серьёзное [3].
Понимание противоречивости жизни и необходимости разрешения противоречий делает жизнь проблемой для человека. Становясь субъектом жизни, человек научается разрешать жизненные противоречия, изменять соотношение добра и зла и даже соотношение жизни и смерти.
Смерть есть конец возможностей человека дать еще что-то людям, позаботиться о них. Она в силу этого превращает жизнь в обязанность, обязательство сделать это в меру существующих возможностей, пока человек может это сделать. То есть наличие смерти превращает жизнь в срочное обязательство - причём, срок которого может истечь в любой момент. Это отношение Рубинштейн называет этической нормой.
Эпигенетическая теория Эриксона
С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой, основным направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию. Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентности чел. Развитие ...
Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений
Традиционная методика этой группы — социометрический тест, предложенный Дж. Морено (Moreno J., 1934). Его суть — субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрическ ...
5. Лосось
В лососе много витамина D. Помимо этого он содержит большое количество жирных кислот омега-3, которые считаются злейшими врагами стресса. Поэтому суши с лососем в период депрессии будут очень кстати. ...