Философия смерти волновала и других мыслителей. Мне кажется интересной точка зрения французского философа Жана Бодрийяра, который писал о том, что смерть перестала быть событием, наделённым абсолютной интимностью.
Смерть как трагедия, как экзистенциальное обрамление человеческого бытия, куда-то незаметно исчезла, сошла на нет [2]. Она стала происшествием без свойств, не трагическим, а скорее досадным: “может случиться с каждым", “с кем не бывает".
Многовековой образ смерти, безучастной к своим жертвам, оказался низвергнут самими потенциальными жертвами. Этот жест экзистенциальной эмансипации не равносилен, конечно, тому, что смерть "взяли и отменили". Однако всё сложилось таким образом, что смерть уже и не нужно устранять. Потенциальные жертвы прониклись тотальной безучастностью к участи ближнего, а, значит, в итоге, и к собственной участи.
Смерть потеряла статус жизненной трагедии. Значит ли это, что и жизнь больше не воспринимается как что-то, что должно обязательно получить завершение? Как тогда воспринимается жизнь, как к ней относиться?
У Рубинштейна есть потрясающие строки о восприятии жизни: “Говорить, что жизнь прекрасна, утверждая этим, будто все в ней хорошо и прекрасно, - это жалкая фальшь; говорить, что жизнь отвратительна, ужасна, как будто перечеркивая этим все прекрасное, чем она так богата, - это ложь, свидетельствующая о собственном банкротстве.
Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра" [3]
Понятие субъекта жизни дало возможность Рубинштейну раскрыть деятельную сущность личности, преодолеть созерцательный подход и к личности, и к ее жизни. Условия жизни человека, ее "обстоятельства" традиционно представлялись как некие "данности", как нечто постоянное, наличное, покоящееся, изначально присущее жизни, как определенный способ или уклад жизни людей.
Даже социальные потрясения, порождая представление об изменчивости общества, не вели к осознанию возможности изменения отдельным человеком своей жизни, он был лишь "одним из" участников истории.
Концепция субъекта, предложенная Рубинштейном, несла прежде всего идею об индивидуально активном человеке, т.е. о человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней.
В идее изменения жизни, в понимании ее условий как задач, требующих от человека определенных решений, - вот в чем и состояла новизна его подхода [1].
Понимание личности как субъекта произвело переворот в постановке проблемы личности.
Она не есть "корзина", набор потребностей, ценностей, способностей, характера, воли, темперамента, который различными способами пытались структурировать психологи, а она есть субъект в той мере, в какой использует свой интеллект, свои способности, иерархизирует свои потребности и строит свою жизнь в соответствии со своими ценностями и принципами.
Таким образом, концепция личности как субъекта жизненного пути позволяет рассматривать не только зависимость личности от ее жизни, но и зависимость жизни от личности [4].
Профессиональная мобильность личности
Современное российское общество, политические и социально-экономические изменения, развитие рыночных отношений породили новые требования к работнику. "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые … отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…" (из доклада Госсовет ...
Виды памяти
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или ин ...
У истоков
интегральной психологии
Автор: Таль Ашер
"Мир един и единственен, и то, насколько в человеке уживается высшее и обыденное, на самом деле зависит лишь от его способности воспринимать мир с точки зрения вещей высшего порядка и одновременно во всей его обыденности."
Сегодня психологи практикуют различные, зачастую плохо стыкуемые подходы. Языки разл ...