Для Рубинштейна важно наличие у индивида рефлексии собственного существования. Он выделяет два основных способа существования человека, то есть два различных отношения личности к своей жизни; он называет эти два отношения “существующим" и “осознаваемым”.
Первый - существующий - стиль существования характеризуется жизнью не выходящей как мне кажется, за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: “Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом" [3].
В отличие от первого стиля, осознаваемый способ существования связан с появлением рефлексии, которая как бы мысленно выводит человека за ее пределы, провоцирует философское осмысление жизни.
Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней [3].
В этом дихотомическом делении Рубинштейн не называет один способ существования верным, а другой - нет. Но из описания этих различных подходов следует, что жить осознанно, рефлексируя своё существование - это выход на качественно другой уровень жизни и цель каждого индивида.
У меня возникает вопрос, способна ли на подобное развитие каждая личность, или она должна, например, отличаться особой организацией. По Рубинштейну, этой способностью личность наделена как бы априори, это её свойство.
Он даже подчёркивает: “человека не удовлетворяет пассивно-потребительское отношение к жизни, выжидание того, что она даст, и брюзжание по поводу того, что она дает недостаточно, не то, что нужно" [3].
Но эта позиция представляется мне идеалистической и даже утопической. Ведь в действительности тот образ жизни, который Рубинштейн описывает, говоря о первом уровне, присущ подавляющему большинству людей.
Более того, они не стремятся к подобному внутреннему росту и преображению. Их вполне устраивает тот образ жизни, который Рубинштейн называет “существующим", и, пока этот образ жизни удовлетворяет их потребности, они не представляют себе, что может существовать иной стиль.
Рефлексия, необходимая для действительного, глубокого осознания самого себя и собственного бытия, требует огромных душевных усилий со стороны личности, и - что немаловажно - вовсе не гарантирует успех и достижение цели. Рубинштейн сам пишет, что рефлексия не обязательно приведёт к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе.
Личность может столкнуться с душевной опустошённостью, нигилизмом, нравственным скептицизмом, цинизмом и моральным разложением.
То есть путь, к которому автор призывает читателей, является не просто сложным, но и рискованным. Именно поэтому я считаю, что для большинства людей он неприемлем - они не готовы брать на себя ответственность за осознание собственной жизни.
Ответственность - одна из ключевых идей К.А. Абульхановой-Славской в её труде “Стратегия жизни". Последовательница Рубинштейна, она развивала его концепцию жизненного пути личности.
Основная часть
Прежде чем рассматривать общие черты методологии, рассмотрим концепцию факта. Что же такое психологический факт? Как отмечал выдающийся французский ученый Клод Бернар, «факт сам по себе ничто, он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает» (Фресс, Пиаже, 1966). Например, в качестве психо ...
Тренинг креативности как технология профилактики профессионального
выгорания учителей
В настоящее время важное место среди исследований, посвященных проблеме выгорания, занимают работы, касающиеся труда учителя. Известно, что педагогическая деятельность обладает рядом особенностей (наличие большого числа стрессовых факторов, высокий динамизм, сложность педагогических ситуаций и др.), в связи с которыми учителя в большой ...
Что же является предметом изучения психологии ?
Прежде всего,
1.
Психика
человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с другими людьми, н ...