Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться. На мой взгляд, развитие организаторских и коммуникативных качеств очень важно именно в подростковом возрасте. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.
Принимая, во внимание все вышесказанное, темой своего исследования я выбрала проблему особенностей общения подростков.
Объектом исследования является подросток (подростковый возраст).
Предметом исследования – процесс общения подростков со сверстниками.
Цель курсового исследования – выявить характерные особенности межличностного общения в подростковом возрасте с целью улучшения методик воспитательного процесса.
Задачи:
1) изучение теоретического материала по проблеме общения в подростковом возрасте; 2) выделение и изучение психологических особенностей общения подростков; 3) проведение исследования на основе сравнения процессов общения среди детей-подростков 13-14 лет, и 17-18 лет с целью выявления особенностей общения детей подросткового возраста; 4) анализ и обобщение результатов исследования.
Гипотеза курсового исследования – в подростковом возрасте одной из важнейших особенностей является высокий уровень потребности в общении при недостаточно сформированных коммуникативных и организаторских качествах и навыках.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
Общение – основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у подростков.
Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Причина этого кроется, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мира подростка. Рассуждая абстрактно, родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже он сам. Но изменения, происходящие с ребенком, происходят слишком быстро, а родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад. Спешка неумение и нежелание выслушать и понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность в собственной непогрешимости – вот что в первую очередь создает психологический барьер между растущими детьми. Еще на один момент исследователи обращают внимание. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» – и совершенно не замечают позитивного нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать их горе или радость. Взрослые, в лучшем случае, готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним на равных.
Изучение младшего школьного возраста в работах Бине
В своей книге «Современные идеи о детях» А. Бине пишет, что в центре внимания его исследований находятся способности детей и их связь с процессами воспитания и обучения. Бине изучал способности на выборке мальчиков от 6 до 14 лет. Его интересовали индивидуальные различия детей по способностям; интересовало, можно ли развивать способност ...
Речевая деятельность: функции, виды
Психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение) у человека сопровождаются речевой деятельностью и проявляются в ней.
Речевая деятельность-это процесс использования человеком языка в целях общения (усвоения опыта и передачи его следующим поколениям). Речь, способная говорить – отличительная особенность, которая выделяет ...
Вариативность позиций в соотношении социального статуса и уровня
родительской мотивации
Анализ социально-психологической характеристики семей и уровней родительской мотивации выявил разные варианты соотношения социального статуса и родительской мотивации.
Среди семи социально и психологически благополучных семей одна семья характеризовалась высоким уровнем родительской мотивации: родители адекватно воспринимали состояние ...