Для сбора данных использовались следующие три методики: 1) Опросник «Особенности стиля деятельности учителей начальных классов» И.В. Долгополовой (включает в себя ряд утверждений,относящихся к различным группам педагогических действий); 2) Тест «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана); 3) Опросник «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.
В ходе обработки данных использовался t-критерий Стьюдента.
Наиболее информативной оказалась методика И.В. Долгополовой. По этой методике выявлено 12% отличий от общего числа утверждений. Найденные отличия дают представление об индивидуальном стиле педагогов традиционного обучения. Прежде всего, они склонны придерживаться плана, проявляют больше требований к ученикам, используют простые по конструкции предложения. В противоположность им педагоги с развивающим обучением более склонны к гуманному обращению с учениками, проявляют оригинальность на уроках.
Любопытно, что наибольшее количество несовпадений представлено в блоке, содержащем организационные действия. Этот компонент деятельности, как никакой другой, позволяет говорить о стилях руководства, или управления, педагога. То есть с некоторой долей уверенности можно учителей традиционного обучения считать склонными к авторитарному стилю. В то время как учителя в своём большинстве с развивающим обучением предпочитают демократический стиль руководства. Но подчеркнём важную деталь, различия по показателям опросника носят относительный, а не абсолютный характер.
Методика по выявлению выраженности мотивов профессиональной деятельности дала 29% различий. Учителя с традиционным обучением имеют более высокую степень выраженности мотивов избегания критики и наказаний. Вероятно, данные показатели сковывают творческую активность педагогов. Из последнего утверждения можно заключить, что педагоги развивающего обучения стремятся к проявлению своего творческого начала. Следовательно, эти педагоги более склонны к тем мотивам, которые отражают внутренние потребности.
По тесту «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова выявлено, что уровни эмпатии педагогов обеих групп очень схожи. По общему показателю педагоги показали очень высокий уровень эмпатии. Обнаружено только одно различие. Педагоги с традиционным обучением с большей эмпатией относятся к старикам. С одной стороны, данный показатель характеризуется внимательным, уважительным обращением к пожилым людям. Такие люди стараются во всём помогать пожилым, они полагают, что старшее поколение имеет огромный жизненный опыт и всегда может научить, как правильно нужно поступать в конкретной ситуации, дать дельный совет. Действительно, люди с почтенным возрастом обладают мудростью, то есть способностью разумного выбора. Но, с другой стороны, предлагать нечто новое, проявлять неподдельное творчество, – эти задачи в большей мере характерны для молодого поколения.
Таким образом, индивидуальные стили деятельности педагогов с развивающим и традиционным обучением имеют существенные различия, которые представляют развивающее обучение в более выгодном свете. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что коренные изменения в образовательном процессе наступят лишь тогда, когда каждый учитель задумается над проблемой собственного стиля деятельности.
Фактор информационной нагрузки
Одной из наиболее характерных особенностей управленческой деятельности является то, что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. Высокая когнитивная нагрузка, обусловленная большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности, к стрессу. ...
Социально-психологические аспекты образовательной миграции
Цель исследования: изучение субъективных характеристик опыта образовательной Студенты-мигранты с Кавказа и из стран Средней Азии ощущают по отношению к себе более сильные ксенофобские настроения со стороны местных жителей, чем студенты-мигранты с Украины;
Культурный шок наиболее сильно выражен у мигрантов с Кавказа, слабее – у мигранто ...
Физиологические основы внимания. Внимание и направленность личности
"Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира" (К.Д. Ушинский)
Касаясь этой темы, давайте вспомним как, например, собака, даже глодая вкусную косточку, вдруг услышит посторонний шум6 она мгновенно оставляет свое приятное занятие. Она поднимает мордочку, настораж ...