Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Спонтанные конфликты в диалогах СМИ: провоцирование и управление конфликтами
Страница 1

Материалы » Влияние СМИ на ценностные ориентации личности » Спонтанные конфликты в диалогах СМИ: провоцирование и управление конфликтами

В современном стремительно меняющемся мире средства массовой информации (СМИ) оказывают существенное влияние на массовое сознание общества.

ТВ-диалоги, радиодиалоги политиков, общественных деятелей, высокопоставленных чиновников, обсуждение ими различных актуальных проблем приводят к столкновениям в эфире противоположных позиций, мнений, взглядов на критические ситуации, пути их решения, что может привести, в частности, к спонтанным конфликтам либо вызвать негативное неконтролируемое психическое состояние и сорвать обсуждение темы.

Исследования психологического аспекта социальных конфликтов, в том числе и конфликтов в диалогах СМИ, относятся к исследованиям общения в микросоциальной реальности, так как ведущий и респондент обсуждают социальные проблемы для широкой теле и радио аудитории, которая является социальным групповым субъектом.

В таких диалогах ведущий для получения высокой успешности общения, в виде фасилитирующего воздействия на сознание и подсознание аудитории СМИ использует провокационные вопросы и тактики, прессинг-вопросы. В этих ситуациях у респондента может понижаться самоконтроль, что способствует выходу в речь внутренних активностей, негативных социальных интерпретаций, негативной критики властей и др.

Для понимания спонтанного конфликта в диалогах необходимо рассмотреть конфликты, определяемые речевыми детерминантами. Итак, диалогическое поведение ведущего создает периоды в виде конфликтующих реальностей общения (КРО) для достижения успешности диалога с явными предконфликтными признаками, вызывающими у респондента раздражительность, нервозность, излишнюю неадекватную спорность и др. В тоже время КРО могут быть актуализированы и респондентом в виде реализации своих индивидуальных, ролевых и групповых целей, потребностей.

КРО проявляются в речи четко выраженными признаками и могут быть диагностированы экспертом с высокой достоверностью, что позволяет оценить возможное падение/увеличение успешности общения в этот период диалога и влияние предконфликтных психологических детерминант.

Провоцируя КРО и возможный конфликт, ведущий берет на себя ответственность за эффективное управление диалогом, чтобы не допустить его срыв. Такую тактику ведущего можно объяснить через понятие преградных смыслов, которые создают ситуации с личностно-ролевым риском принятия решений (Т.В. Корнилова, 2003) как для респондента, так и для ведущего.

Личностно-ролевой риск для респондента заключается в том, что правдивый, приемлемый для аудитории СМИ ответ снижает позитивный образ роли, личностный имидж.

Риск для ведущего сводится к риску срыва диалога или риску "ухода" респондента от ответов по существу вопросов. Ведущий учитывает такое развитие диалога и осуществляет оценку и прогнозирование как своих возможностей, так и возможностей респондента.

Под спонтанным /самопроизвольным/ конфликтом диалога мы будем понимать такой конфликт, который не определен явными речевыми детерминантами, как в КРО.

Психологическая особенность такого конфликта в том, что у ведущего отсутствует установка для преодоления, сформированная в КРО, что требует от него использования обобщенных схем опыта и тонкой, гибкой ориентировки в конкретных условиях диалога с учетом:

социальной значимости темы;

уровня ответственности и уровня компетентности респондента;

оценки его личностного потенциала;

оценки психической устойчивости и внутренней тревожности.

Использован метод экспертного анализа диалогов по критериям, сформированным в соответствии с разработанной автором системой оценочных шкал.

В работе использованы 15 записей диалогов ТВ-программы "Момент истины" - ведущий А. Караулов, 10 записей диалогов ТВ-программы "К барьеру!" - ведущий В. Соловьев, 20 фонограмм диалогов радиостанции "Эхо Москвы" - ведущий А. Венедиктов, 20 фонограмм диалогов Российской государственной радиовещательной компании "Голос России" - программа на Северный Кавказ.

Страницы: 1 2


Формирование первого впечатления. Содержание понятия «первое впечатление»
Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В его всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, ...

Каждый вид мышления рождает свой метод.
Для образования новых временных связей наглядно-действенное мышление не имеет иного метода, кроме метода проб и ошибок, где ошибка, не ведущая к удовлетворению потребности, формирует временные связи, отражающие соответствующие этой ошибке соотношения объектов, а удовлетворение потребности формирует временные связи, отражающие соотношен ...

Жесты
Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Особое значение имеет это для политика и дипломата, бизнесмена и актера, преподавателя вуза и ведущего телевизионной передачи, судьи и адвоката. Психологи выделяют обычно, во-первых, ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru