Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Функциональные асимметрии и индивидуальные особенности девиантных подростков
Страница 1

Материалы » Дефицит доверия к миру и к себе как причина криминального поведения подростков » Функциональные асимметрии и индивидуальные особенности девиантных подростков

Латеральные особенности испытуемых определялись с помощью «Карты латеральных признаков», включающей в себя критерии парциального доминирования по А.Р. Лурия (1969). Индивидуально-психологические особенности изучались с помощью подросткового варианта методики Р. Кеттела (HSPQ), методики УНП («Уровень невротизации и психопатизации»), методик «Шкалы временной направленности» и «Временной семантический дифференциал» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, 1984). Для исследования индивидуальных особенностей регуляторных процессов был использован показатель устойчивости выбора (УВ) цветовых стимулов по В.А. Москвину (2002). Статобработка проводилась с использованием t-критерия Стьюдента и непараметрических критериев: U-критерия Манна-Уитни, критерия ϕ* – углового преобразования Фишера.

Полученные данные показали, что характер временных ориентаций экспериментальной группы (подростов, отбывающих наказание) значимо отличается от характера временных ориентаций испытуемых контрольной группы. Девиантные подростки более направлены в прошлое и настоящее - 5 б. и 12 б.; в контрольной выборке – 4 б. и 8,5 б. (при р < 0.05), что согласуется с тем, что они живут одним днем, не задумываясь о будущем. Значимых различий по шкалам методики «Временной семантический дифференциал» выявлено не было.

В группе девиантных подростков отмечаются более низкие показатели по шкале «невротизации» - 29,4 б. (что свидетельствует о наличии проявлений невротизации), в контрольной выборке – + 42 б. (р < 0.05), т.е. у девиантных можно наблюдать более выраженную эмоциональную возбудимость, которая вызывает различные негативные состояния – тревожность, напряженность, беспокойство, раздражительность. Значения по уровню «психопатизации» также ниже у подростков экспериментальной группы (- 21,2 б., в контрольной выборке – 5,4 б. р<0.001).

Были выявлены различия между девиантными подростками и нормативной группой в усредненных показателях устойчивости выбора по В.А.Москвину - 52,4 % и 75,5 %, р<0.05), что говорит о недостаточном развитии функций планирования и целеполагания у девиантных подростков.

Для изучения психологических особенностей с учетом вариантов индивидуальных профилей латеральности были сопоставлены выборки девиантных подростков с разными (правыми и левыми) показателями пробы «перекрест рук» (ПППР) по А.Р. Лурия, что отражает парциальное доминирование контрлатеральных лобных отделов и асимметрию третьего блока мозга Исследование показало, что группа с правыми ПППР (n=16) обнаруживает более высокие показатели направленность в будущее по сравнению с группой с левыми ПППР (n=19), которая более ориентирована на настоящее (р<0.05). Значимые различия по шкале «прошлое» между группами с правыми и левыми ПППР отсутствуют. В методике «Временной семантический дифференциал» достоверные различия между группами ППППР и ЛПППР были выявлены по шкале «эмоциональное отношение» - 4,1 б. и 5,8 б. соответственно (р<0.05). Это дает возможность сказать, что девиантные подростки с левыми ПППР воспринимают время как более «приятное» и «безграничное» (исходя из терминологии методики).

Наше исследование показало, что девиантным подросткам с правыми ПППР более свойственны такие черты характера как склонность к авантюрам, решительность, тяга к риску и острым ощущениям. Девиантным подросткам с левыми ПППР более свойственны такие черты характера как ранимость, впечатлительность, тревожность, зависимость, медлительность. Следует обратить внимание на то, что в группе девиантных подростков с правыми ПППР отмечаются более высокие значения как по уровню «невротизации» - 42 б., чем с левыми ПППР – 22,7 б. р < 0.01), так и по уровню «психопатизации» (- 4,3 б., с ЛПППР – - 7,5 б., р < 0.05). Испытуемые группы с левыми ПППР характеризуются большей эмоциональной возбудимостью, беспечностью, безинициативностью.

Полученные данные могут быть использованы в целях дифференциальной диагностики и при разработке индивидуальных психокоррекционных программ.

Выводы

Результаты исследования свидетельствуют о наличии достоверных различий в индивидуально-психологических особенностях (по целому ряду психологических характеристик) между девиантными подросткам, отбывающими наказание в колонии для несовершеннолетних и учащихся обычной средней школы.

Анализ структуры латеральных признаков показал, что в выборке девиантных подростков обнаруживается значимое накопление леволатеральных (или правополушарных) признаков.

Исследование особенностей целеобразующих функций показало, что для девиантных подростков характерны затруднения в выборе целей, у них менее развиты функции планирования и целеполагания (по сравнению с нормативной группой).

Девиантные подростки с доминированием левых лобный отделов третьего блока мозга (группа с правыми ПППР) обнаруживают более высокие показатели эмоциональной устойчивости, решительности. Испытуемые с парциальным доминированием правых лобных отделов (группа с левыми ПППР) характеризуются большей эмоциональной возбудимостью, ранимостью, впечатлительностью, тревожностью.

Страницы: 1 2


Человек в процессе работы. Привлекательные стороны работы и трудности
Основная задача маркетолога – добиться максимальной прибыли компании с учетом ее реальных возможностей. Потому работа маркетолога отличается насыщенностью и разнообразием. Маркетолог должен обязательно планировать свой рабочий день, ограничивая по времени назначенные дела. Строгое соблюдение распорядка рабочего дня, согласно запланиров ...

Этапы формирования личности.
Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше они образуют разные линии развития, переходящие друг в друга. «В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаза преимущественного развития предметной (практической и познавательной) деятельности и фаза развития отношени ...

Сбалансированное противодействие
Потихоньку эмоции начали «уступать место» здравому смыслу, потому что мои подруга и мама помогли мне увидеть все действительные стороны проблемы. ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru