Проективные методики позволили верифицировать результаты, полученные после проведения опросных методик, и рассмотреть особенности психологических ресурсов и характеристик личности во всей их полноте и объеме.
На первом этапе исследования после проведения диагностики личностной тревожности (методика Ч. Спилбергера) была выделена группа испытуемых (25 человек, 16 девушек и 9 юношей) с высоким уровнем личностной тревожности. Затем у этих испытуемых была проведена диагностика уровня субъективного контроля, выбора стратегий совладания, личностной толерантности.
В рамках общего анализа полученных данных был проведен корреляционный анализ, при использовании статистического пакета SPSS 10.0 for Windows. В связи с тем, что переменные принадлежат к интервальной шкале, был использован ранговый коэффициент корреляции Спирмена (r).
Использованный математический метод позволил выявить значимые связи между отдельными видами интернальности, стратегиями совладания и способами взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Несмотря на то, что исследование являлось пилотажным, полученные результаты дают основания говорить о несформированности сферы смысловой регуляции у тревожных подростков. При этом несформированность сферы смысловой регуляции может проявляться двумя полярными тенденциями: на одном полюсе будут находиться тревожные подростки с низким уровнем интернальности и низкой личностной толерантностью, не имеющие в качестве ресурса для преодоления стресса и решения конфликтных ситуаций конструктивных и толерантных стратегий совладания, а использующие интолерантную копинг-стратегию - соперничество. На другом полюсе будут располагаться тревожные подростки с высоким уровнем интернальности и высоким уровнем личностной толерантности, и с толерантными, но неконструктивными стратегиями совладания: избегание, поиск социальной поддержки. Им будет свойственен пассивный уход из ситуации, требующий решения в условиях повышенной неопределенности и острая потребность в социальной поддержке, ощущение внутренней несостоятельности, которые могут спровоцировать в критических ситуациях серьезные психосоматические нарушения у этой группы тревожных подростков.
Все испытуемые нашего исследования по комбинаторике своих результатов распределились в континууме от одного до другого полюса. Учитывая пилотажный характер и незначительную выборку, исследование будет продолжаться, но уже сейчас ясно, что все тревожные подростки нуждаются в психологическом сопровождении. Их представления о своем поведении в стрессовых и конфликтных ситуациях часто находятся в несоответствии с их неосознаваемыми, агрессивными или защитными смысловыми установками, что требует серьезной психокоррекционной работы.
Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных з ...
Использование метода наблюдение в психологии
Метод наблюдения
заключается в изучении психической деятельности человека в обычных условиях жизни.
При помощи наблюдения исследуются психические процессы (восприятие, мышление, речь, память, воображение), психические состояния (внимательность, настроения, аффекты и т.п.), психические свойства личности (направленность, темперамент, ха ...
Влияние ведущей мотивации на становление личности студента
Влияние ведущей мотивации на адаптивные способности первокурсников в процессе профессионально-личностного развития
Процессы, наблюдаемые в ХХI веке, во многих странах мира, а особенно в Российской Федерации, указывают на все большую заинтересованность общества в здоровом и сильном молодом поколении, как основы обеспечения военно-эконом ...