Фазы экспериментального исследования.
Экспериментальный подход предполагает четыре фазы:
А) наблюдение, которое позволяет обнаруживать важные факты и узнавать их со всей определенностью;
Б) формулирование гипотез о зависимостях, которые могут существовать между фактами;
В) экспериментирование в собственном смысле слова, целью которого является проверка гипотез;
Г) обработку результатов и их интерпретацию.
В данном эксперименте все фазы соблюдены и отражены в форме письменного отчета.
Основные признаки правильной гипотезы.
Хорошая гипотеза — это, разумеется, такая гипотеза, которая окажется плодотворной и позволит сделать в науке (часто совсем маленький) шаг вперед. Исходя из этого, можно определить некоторые формальные признаки всякой хорошей гипотезы.
А) Гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос. Гипотеза чаще всего объясняет только часть фактов.
Б) Гипотеза должна учитывать уже приобретенные знания и быть, с этой точки зрения, правдоподобной. Конечно, лучшие гипотезы открывают новые пути, но они никогда не противоречат полученным научным образом результатам.
В) Гипотеза должна быть доступна проверке.
Гипотеза данного эксперимента частично отвечает на поставленный вопрос, правдоподобна, не противоречит полученным научным образом результатам, в целом доступна проверке.
Независимая и зависимая переменная.
Экспериментирование имеет своей целью проверить существование какой-либо связи между двумя рядами фактов. Основной принцип остается всегда одним и тем же. Изменение данного, и наблюдение за тем, как сказывается это изменение на поведении.
Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная, называется зависимой переменной. Мы будем постоянно пользоваться этой терминологией.
В эксперименте четко прописаны как зависимые так и независимые переменные.
Эксперимент и лаборатория.
Эксперимент должен доказать какую-либо гипотезу. Поэтому он сопровождается стремлением проверить как можно большее число переменных и как можно точнее зарегистрировать ответы-действия испытуемых. Вполне очевидно, что этот идеал легче достигается в лаборатории, где оборудование и помещение специально приспособлены для этой цели. Лаборатория не предполагает, однако, сложного оборудования, помещающегося в особых зданиях. Роль лаборатории часто может выполнить спокойная комната в школе, госпитале или казарме. Лаборатория разными способами создает искусственную среду. В эксперименте экспериментатор должен установить какую-либо зависимость, стараясь устранить все влияния, ее маскирующие. Лаборатория полезна только тогда, когда удается привести в действие средства, изолирующие какое-либо явление.
Классическим признаком психологической лаборатории является оснащенность ее оборудованием. Оборудование является средством контроля за изменениями независимых переменных и определения значений или свойств зависимой переменной.
Изоляция и контроль независимых переменных.
Возможны два способа контроля независимых переменных. Один состоит в том, чтобы нейтрализовать действие одной или нескольких переменных, которые нельзя считать постоянными. Другой, более новый, состоит в планировании эксперимента при нескольких переменных, причем дисперсионный анализ позволяет определить соответственный вес каждой в результатах.
Создание равноценных групп.
Степени равноценности могут быть разными:
а) можно довольствоваться равноценностью средних двух групп — абсолютным равенством или отсутствием значимого различия между ними;
б) можно требовать, чтобы результаты испытуемых в этом предварительном испытании были равноценны в отношении средней и вариабидьности;
Вариации личности.
Личность является интеграцией весьма различных данных и сил; некоторые из них могут претерпеть изменение в результате воздействия эксперимента, другие же допускают лишь различия, созданные природой и обществом.
А) Спровоцированные изменения, а) Биологические изменения:
часто можно воздействовать на физиологические или психофизиологические компоненты поведения. Приведем несколько примеров:
1) Фармакодинамшеское воздействие на здоровых или больных: лекарства могут действовать на интеллект (глютаминовая кислота), эмоциональность (нейролептические средства), эффективность (амфетамин) и т. д.
Тактика общения
Тактика общения -
реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.
Позиции в общении выделяют следующие:
Доброжелательность и враждебность
1.Доброжелательные позиции принятия собеседника.
2.Нейтральная позиция.
3.Враждебная позиция непринятия собес ...
Социально-возрастной аспект принятия решения
Не случайно ряд гражданских прав и обязанностей личности может быть реализован только при достижении определенного возраста, и при соблюдении некоторых условий, например, наличия гражданства страны пребывания. В данном контексте следует подчеркнуть значимость интерпретации получаемой индивидом информации, поскольку путем ее усвоения и а ...
Эмоциональный стресс - психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия
Термин "стресс", получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия ...