Следовательно, при планировании психического состояния испытуемого в эксперименте целесообразнее предусматривать прямое воздействие на сферу его психических процессов, учитывая вместе с тем особенности психических свойств и образований. Имеется также возможность и непосредственно целенаправленно изменять психические состояния, минуя прямое вмешательство в сферу психических процессов. В данном случае происходит изменение уровня их функционирования вторичного порядка.
Перейдем к анализу тех видов воздействий с целью формирования заданных психических состояний, которые могут осуществляться с помощью гипноза. Обобщив литературные данные и результаты наших экспериментов, изложенные в предыдущих главах, можно выделить следующие виды таких воздействий.
1. Внушенные или воспроизведенные изменения уровня активности психических процессов. Здесь нелишне подчеркнуть, что термин «внушение» подразумевает наличие соответствующих внушаемому состоянию энграмм в долговременной памяти испытуемого. С этой точки зрения реализация любого внушения рассматривается как репродукция пережитых или известных из опыта определенных состояний.
2. Гипнорепродукция психических состояний. В данном случае в гипнозе воспроизводятся пережитые ранее испытуемым состояния в их «чистом виде» - как по особенностям их развития, силе и характеру, так и по длительности их проявления. Внушение в гипнозе производит в этих случаях только «запуск» репродуцируемого явления, которое затем протекает естественно, без каких-либо дополнительных вмешательств экспериментатора. Как правило, пусковым механизмом в репродукции состояний является внушенный «возврат» в соответствующий период времени.
3. Репродуктивное внушение заданных психических состояний. В этом случае вызванные изменения психического состояния также опираются на активирование в долговременной памяти человека энграмм ранее пережитых им реальных состояний. Одновременно в течение репродуцируемого состояния посредством дополнительных внушений вносятся определенные поправки, касающиеся времени или особенностей его развития. Наши исследования по репродукции эмоциональных состояний у парашютистов показали, что данный метод дает возможность, например, растянуть во времени воспроизводимые реакции, даже если в реальной действительности они были очень краткими. Этот же принцип лежит в основе моделирования в гипнозе различных гравитационных воздействий. Испытуемые, участвовавшие в экспериментах с внушением гиповесомости тела, имели опыт очень кратковременного пребывания в этом состоянии. Однако посредством целенаправленного внушения время непрерывного действия активированных энграмм гиповесомости, как показали эксперименты, может быть доведено до десяти и даже до тридцати суток, и нет оснований считать, что оно не может быть в несколько раз большим.
4 Квалифицированная репродукция психических процессов и психических состояний. Данный метод позволяет проследить особенности психофизиологических реакций при нарастании или снижении силы воздействующего стимула, Этот же принцип может быть использован для исследования сочетанного влияния репродуцированного явления и внушенного добавочного стимула. В этом случае «шкалирование» воспроизводимого состояния проводится не по показателю силы репродуцируемого явления, а по изменению его качества, характера.
5. «Конструирование» в гипнозе заданных психических состояний. Этот метод намечается лишь в общих чертах и подлежит дальнейшему экспериментальному исследованию. Возможность его реализации подтверждается лишь теоретическими предпосылками, в частности принципами целенаправленного формирования акцептора действия. Предполагается, что аналоги тех психических состояний, которые в повседневной жизни возникнуть не могут, можно «конструировать» внушением в гипнозе. Однако для этого следует сформировать у испытуемого соответствующие энграммы на основе использования косвенного опыта, а также внушить ему необходимую мотивацию психическую установку. Будущим исследователям предстоит изучить действенность и особенности проявления таких моделей в эксперименте. Единичные поисковые опыты в этом направлении показали, что «конструируемые» таким образом состояния реализуются эффективнее, если они сочетаются с некоторыми первосигнальными раздражителями, которые делают словесные внушения более действенными и эффективными, как бы материализуя внушения, подкрепляя их физически.
Рекомендации по улучшению памяти
Группы слов можно запоминать, создавая в сознании соответствующие сцены. Чем они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания названия ресторана "Под липами" представьте себе, как вы сидите под этими деревьями с их неповторимым ароматом. Если требуется запомнить название "Вулкан" ил "Молния", нужно пытатьс ...
Взаимоотношения со сверстниками и педагогами
В целом эта группа одаренных детей характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и ...
Связь темперамента с другими сторонами личности
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. К ...