Следовательно, при планировании психического состояния испытуемого в эксперименте целесообразнее предусматривать прямое воздействие на сферу его психических процессов, учитывая вместе с тем особенности психических свойств и образований. Имеется также возможность и непосредственно целенаправленно изменять психические состояния, минуя прямое вмешательство в сферу психических процессов. В данном случае происходит изменение уровня их функционирования вторичного порядка.
Перейдем к анализу тех видов воздействий с целью формирования заданных психических состояний, которые могут осуществляться с помощью гипноза. Обобщив литературные данные и результаты наших экспериментов, изложенные в предыдущих главах, можно выделить следующие виды таких воздействий.
1. Внушенные или воспроизведенные изменения уровня активности психических процессов. Здесь нелишне подчеркнуть, что термин «внушение» подразумевает наличие соответствующих внушаемому состоянию энграмм в долговременной памяти испытуемого. С этой точки зрения реализация любого внушения рассматривается как репродукция пережитых или известных из опыта определенных состояний.
2. Гипнорепродукция психических состояний. В данном случае в гипнозе воспроизводятся пережитые ранее испытуемым состояния в их «чистом виде» - как по особенностям их развития, силе и характеру, так и по длительности их проявления. Внушение в гипнозе производит в этих случаях только «запуск» репродуцируемого явления, которое затем протекает естественно, без каких-либо дополнительных вмешательств экспериментатора. Как правило, пусковым механизмом в репродукции состояний является внушенный «возврат» в соответствующий период времени.
3. Репродуктивное внушение заданных психических состояний. В этом случае вызванные изменения психического состояния также опираются на активирование в долговременной памяти человека энграмм ранее пережитых им реальных состояний. Одновременно в течение репродуцируемого состояния посредством дополнительных внушений вносятся определенные поправки, касающиеся времени или особенностей его развития. Наши исследования по репродукции эмоциональных состояний у парашютистов показали, что данный метод дает возможность, например, растянуть во времени воспроизводимые реакции, даже если в реальной действительности они были очень краткими. Этот же принцип лежит в основе моделирования в гипнозе различных гравитационных воздействий. Испытуемые, участвовавшие в экспериментах с внушением гиповесомости тела, имели опыт очень кратковременного пребывания в этом состоянии. Однако посредством целенаправленного внушения время непрерывного действия активированных энграмм гиповесомости, как показали эксперименты, может быть доведено до десяти и даже до тридцати суток, и нет оснований считать, что оно не может быть в несколько раз большим.
4 Квалифицированная репродукция психических процессов и психических состояний. Данный метод позволяет проследить особенности психофизиологических реакций при нарастании или снижении силы воздействующего стимула, Этот же принцип может быть использован для исследования сочетанного влияния репродуцированного явления и внушенного добавочного стимула. В этом случае «шкалирование» воспроизводимого состояния проводится не по показателю силы репродуцируемого явления, а по изменению его качества, характера.
5. «Конструирование» в гипнозе заданных психических состояний. Этот метод намечается лишь в общих чертах и подлежит дальнейшему экспериментальному исследованию. Возможность его реализации подтверждается лишь теоретическими предпосылками, в частности принципами целенаправленного формирования акцептора действия. Предполагается, что аналоги тех психических состояний, которые в повседневной жизни возникнуть не могут, можно «конструировать» внушением в гипнозе. Однако для этого следует сформировать у испытуемого соответствующие энграммы на основе использования косвенного опыта, а также внушить ему необходимую мотивацию психическую установку. Будущим исследователям предстоит изучить действенность и особенности проявления таких моделей в эксперименте. Единичные поисковые опыты в этом направлении показали, что «конструируемые» таким образом состояния реализуются эффективнее, если они сочетаются с некоторыми первосигнальными раздражителями, которые делают словесные внушения более действенными и эффективными, как бы материализуя внушения, подкрепляя их физически.
Цель когнитивного моделирования
Цель когнитивного моделирования - построить модель интеллектуального поведения человека, где сознание представляется в виде информационной машины. ...
Психология межличностного общения
Исследование психологии масс, дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъект ...
Гендерные особенности межэтнической толерантности
Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, принятие инаковости партнера по взаимодействию. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к учащимся добивается, большей результативности. Проблемы, с которыми сталкивается современное ...