И.С. Беритов считает, что нервным субстратом субъективных переживаний являются зоны окончания специфических таламических путей, берущих начало от рецепторных аппаратов, а именно IV слой первичных зон с преобладанием звездчатых клеток с околоклеточной нервной сетью. Предполагается, что многочисленные вставочные и ассоциационные нейроны с возвратными коллатералями.в V, IV и III слоях первичных зон, где эти нейроны оканчиваются на сенсорных звездчатых клетках, служат важнейшей структурной основой для интеграции возбужденных сенсорных клеток в функциональную систему восприятия. Отсюда импульсы возбуждения передаются через особые ассоциационные пирамидные нейроны во вторичные зоны. Ассоциационные нейроны в свою очередь посылают импульсы к данной функциональной системе первичной зоны. Эти двусторонние связи сразу становятся очень прочными и служат структурной основой для возникновения образа того или другого объекта в определенной внешней среде.
Звездчатые нейроны в IV слое первичной зоны воспринимающих областей, по-видимому, являются единственными нервными элементами, производящими дифференцированные ощущения, на основе которых и создаются репродуцируемые образы и состояния. Важно, что разветвления вокруг звездчатой клетки не только много раз пересекают ее дендриты, но и оканчиваются на них, а также на теле клетки синапсами. Это обеспечивает при каждом активировании звездчатой клетки многократное ее возбуждение. Видимо, эти звездчатые нейроны под влиянием своих собственных разрядов или при внушении в гипнозе определенных ситуаций достигают такого активного состояния, что начинают производить субъективные ощущения света, звука, прикосновения и т. п. Кроме того, эти клетки активируются через неспецифическую систему - ретикулярную формацию.
Звездчатые нейроны IV слоя расположены объединенными группами и образуют своеобразные гнезда, между которыми не находят прямых связей. Можно полагать, что функция данных нейронов - создавать и воспроизводить образы внешнего мира. Образы воспринятых объектов создаются сразу, при первом же восприятии, удерживаются длительно, нередко годами, и репродуцируются каждый раз при повторном воздействии данного объекта или соответствующей среды. Репродуцируемые образы внешнего мира являются регуляторами поведения организма и могут вызывать такую же внешнюю и внутреннюю реакцию, как и само восприятие этих объектов.
И.М. Сеченов со свойственной ему прозорливостью считал, что со стороны процесса, происходящего в нервных аппаратах, в сущности все равно - видеть данный объект или вспоминать о нем. Позже было установлено, что кора, передаточные ядра и рецепторы возбуждаются при репродукции образа совершенно так же, как и при непосредственном его восприятии.
По имеющимся данным, нервные субстраты, производящие эмоциональные реакции, сосредоточены в архипалеокортексе. При первом же воздействии жизненно важного объекта на организм происходит не только его восприятие посредством неокортекса, но и эмоциональное возбуждение, производимое архипалеокортексом. Совпадение этих нейропсихических процессов делает ассоциативные связи между ними очень стойкими. Поэтому репродукция такого образа приводит не только к ориентировочной реакции через неокортеке, но и к эмоциональному возбуждению архипалеокортекса с его субъективным компонентом и соматовегетативными проявлениями.
Более тонкие механизмы запечатления и репродукции образов и состояний до сих пор остаются неясными. Если учесть количество всей информации, накапливаемой нашей памятью, то, казалось бы, в мозгу не должно хватить нейронов для ее хранения. Какое-то очень большое число субклеточных единиц должно постоянно изменяться для того, чтобы могла быть усвоена та информация, которая реально хранится в памяти. Считается, что первичными энграммами памяти являются измененные молекулы рибонуклеиновой кислоты, синтезирующейся в нервной клетке. Вместе с тем, замечает С. Оке, трудно представить себе, каким образом периодическое возбуждение мембраны нейрона переходит в специфическое изменение клеточной РНК. Еще труднее понять, каким образом информация, накопленная в белках, вновь преобразуется в активность нейронов. Именно несоизмеримость количества специализированных нейронов в центральной нервной системе с громадным запасом информации, которую они должны усваивать и воспроизводить в результате каких-то рекомбинационных процессов на субклеточном уровне, заставляет ученых вести поиск возможного объяснения этого парадокса.
Информация о ребенке
Проживает вместе с родителями (мамой и папой) в трехкомнатной квартире со всеми удобствами. Мама и папа работают. Воспитанием мальчика занимается мама. Решение родить ребенка приняла на себя мать, даже при нежелании мужа. С момента рождения и до 4-месяцев отец ребенка работал за пределами страны. По настоянию близких, отец поменял место ...
Сущность, цели, задачи и виды воспитания
Воспитание – процесс комплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психология воспитания. В педагогическом плане воспитание– это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности – одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания – в придании воспитанн ...
Методы исследования
1.Изучение уровня развития воображения (37).
Необходимые материалы: листы бумаги, набор цветных карандашей.
Проведение исследования. Ребенка 4-7 лет просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказки обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней о ...