Именно описанные свойства психических процессов были использованы при разработке метода моделирования пониженной весомости в постгипнотическом периоде. Как показали исследования, субъективное переживание гиповесомости тела может стойко сохраняться в течение десяти - тридцати суток. Важно при этом, что внушенное субтотальное выключение функции отолитов и проприоцептивной чувствительности не оставалось изолированным, а формировало новый уровень межсистемных функциональных связей, изменяя течение других физиологических и психических процессов и характер психических состояний.
Аналогичными, но противоположными по своему действию оказываются внушенные явления гиперфункции указанных анализаторов. Интересными и перспективными, на наш взгляд, могут оказаться произведенные нами предварительные исследования с внушенным изменением восприятия течения времени. Уже сейчас можно уверенно говорить о том, что внушенное изменение в восприятии времени очень заметно отражается на уровне работоспособности и психическом состоянии испытуемых, непосредственно затрагивая сферу эмоциональной реактивности.
Следует ожидать, что частичное или полное выключение в гипнозе функции какого-либо органа чувств, в зависимости от естественно формирующейся или же внушенной установки испытуемого, может служить толчком для развития психического состояния, известного под названием фрустрации. Это состояние является реакцией на выпадение привычных стимулов.
Важнейшим условием полноценного функционирования мозга является нормальный сенсорный приток из внешнего мира к системе анализаторов. «Без обычной сенсорной стимуляции коры головного мозга через систему лемнисковых путей остальные отделы центральной нервной системы, по-видимому, не способны обеспечить адаптивное поведение .». Поэтому временное выключение в гипнозе функции того или иного сенсорного аппарата часто вызывает отрицательные эмоциональные состояния и выраженные вегетативные реакции.
Явления фрустрации на сенсорном уровне отчетливо выступают у испытуемых при пребывании в условиях сурдокамеры. В наших экспериментах во многих случаях реакции подобного типа возникали при внушении гравитационной гипостезии. Они характеризовались чувством внутреннего дискомфорта, головокружением, немотивированным страхом, полярным колебанием вегетативных функций. Несомненно, что те же механизмы лежат в основе неблагоприятных психических реакций, наблюдающихся при воздействии реальных условий невесомости. Здесь различают три фазы психосенсорных расстройств. В первой фазе диссоциация деятельности анализаторов сопровождается лишь неприятными ощущениями и отдельными нестойкими пространственными иллюзиями. Во второй фазе появляются деперсонализационные расстройства с правильной интерпретацией своих ощущений. В третьей фазе развиваются синдромы деперсонализации и дереализации с бредовой интерпретацией восприятия окружающего.
Противоположные фрустрации состояния, вызывающие усиление психического, физического и эмоционального напряжения, могут возникать при внушении в гипнозе повышения интенсивности того или иного психического процесса. Особенно отчетливо это проявляется при внушении ускоренного хода времени.
Наконец, следует подчеркнуть, что во всех случаях внушаемые в гипнозе изменения в течении психических процессов являются преднамеренным вмешательством в нормальный афферентный синтез. С учетом роли изменяемого психического процесса в комплексе воздействующих факторов и установки личности в данный момент можно более или менее уверенно предполагать, в каком направлении это вмешательство изменит психическое состояние испытуемого.
Особенности формирование личности в многодетной семье на примере казахской
семьи
Проблема формирования личности ребенка в семье является одной из центральных тем в психологии. Именно в родительской семье закладываются основные базисные, психологические качества личности. К сожалению, долгое время внимание психологов было больше сосредоточено на формировании личности ребенка в общественных учреждениях, а семья, если ...
Общение как восприятие людьми друг друга
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией (восприятием). Человек вступает в общение всегда как личность и другим человеком – партнером по общению, он тоже воспринимается как личность.
Одним из самых простых способов попытаться понять другого че ...
Влияние особенностей воображения на развитие креативности у дошкольников
Результаты исследования творческих способностей представлены в таблицах 7 и 8.
На данном этапе исследования предполагалось изучение различных проявлений творческих способностей дошкольников в речевой и изобразительной деятельности.
Результаты выполнения методики оценивались по двум параметрам - беглости и оригинальности.
Вначале пров ...