Многочисленными исследованиями (К.М. Гуревич, А.Г. Ковалев, Е.А. Климов, В.М. Русалов и др.) установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.
Выявлено, например, что слабая нервная система характеризуется высокой чувствительностью, а сильная – низкой, что обеспечивает их приблизительно одинаковый приспособительный эффект. Когда исследуемые, у которых предварительно был определены показатели силы – слабости нервной системы, на протяжении 40 минут выполняли сложные вычисления «про себя», то у «слабых», начиная с 35 минут, продуктивность деятельности уменьшалась. «Сильные» же, наоборот, сначала уступали «слабым», а потом опережали их. В конце концов, и те другие выполнили практически одинаковый объем работы.
Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, например, от уровня мотивации или способностей. Вместе с тем, исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Прежде всего, наблюдаются определенные изменения в структуре действий, или в структуре деятельности.
В.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Это свидетельствует о том, что свойства нервной системы влияют на деятельность не прямо, а опосредовано – через индивидуальный стиль деятельности – характерную для конкретного индивида совокупность способов, обеспечивающих успешность выполнения какого-либо действия.
Категории психологии
Категория – (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. Они реальны для любых проявлений умственно активности, какие бы объекты ее ни поглощали.
В категориях представлены ...
Соотношение понятий «обучение» и «развитие»
Развитие ребенка, человека как личности, происходит в общем контексте его жизни (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьев определяет жизненный путь человека как историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фа ...
Результаты исследования родительской мотивации
Разная степень готовности к сотрудничеству с коррекционным учреждением соответственно определила различные уровни родительской мотивации: высокий, средний, низкий. Мы дифференцировали их по числу набранных баллов: высокий уровень - 12 баллов, средний уровень - 7 баллов, низкий уровень - 5 баллов.
Родители с высоким уровнем мотивации ха ...