Многочисленными исследованиями (К.М. Гуревич, А.Г. Ковалев, Е.А. Климов, В.М. Русалов и др.) установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.
Выявлено, например, что слабая нервная система характеризуется высокой чувствительностью, а сильная – низкой, что обеспечивает их приблизительно одинаковый приспособительный эффект. Когда исследуемые, у которых предварительно был определены показатели силы – слабости нервной системы, на протяжении 40 минут выполняли сложные вычисления «про себя», то у «слабых», начиная с 35 минут, продуктивность деятельности уменьшалась. «Сильные» же, наоборот, сначала уступали «слабым», а потом опережали их. В конце концов, и те другие выполнили практически одинаковый объем работы.
Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, например, от уровня мотивации или способностей. Вместе с тем, исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Прежде всего, наблюдаются определенные изменения в структуре действий, или в структуре деятельности.
В.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Это свидетельствует о том, что свойства нервной системы влияют на деятельность не прямо, а опосредовано – через индивидуальный стиль деятельности – характерную для конкретного индивида совокупность способов, обеспечивающих успешность выполнения какого-либо действия.
Понятие личность
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на п ...
Запоминание
Процесс памяти, в результате которого закрепляется новое и существенное для нас знание, связываясь с ранее приобретенным называется ЗАПОМИНАНИЕМ. Это активный созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающаяся» в памяти.
Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется д ...
Исторический аспект музыкальной психотерапии
Первые ростки науки музыкальной психологии можно найти еще в трудах античных философов. Одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях – не только в танцах, пении и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках ...