Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Онтогенез личности
Страница 1

Материалы » Онтогенез личности » Онтогенез личности

На любом поступке человека сказывается предшествующий онтогенез личности. Но между поступками и онтогенезом нет простых отношений следствия и причины. Поэтому, изучение только поступков человека, его деятельности, не может дать точного представления об онтогенезе личности. Необходимо исследовать установки к действию. Именно на этом пути можно достичь успеха, поскольку характер установок полностью определяется предшествующим онтогенезом личности, и ничем более. Установки к действию обладают особенностью - они принадлежат только социально-психическому миру. Они могут и не воплощаться в поступках. А вот порождаемые установками процессы принадлежат уже другим мирам - биотическому, химическому и физическому. Поступки человека определяются уже не только онтогенезом личности, но и онтогенезом организма человека, онтогенезом групп и организаций, в которых человек действует, и онтогенезом техники, которую он использует.

Незачем приводить примеры совершенствования, развития установок к действию в ходе начальной социализации человека - существование этого факта не может вызывать сомнений. Но совершенно необходимо обратить внимание на неоднородность установок, возникающих у одного и того же человека при изменениях социальной обстановки: рожденные по одному и тому же поводу, почти в одно и то же время и в сходных условиях окружающей среды, но в разном социальном окружении, установки к действию существенно различаются между собой. Особенно наглядна неоднородность установок у подростков, поступки которых коренным образом меняются в зависимости от присутствия других людей.

Если в изучении онтогенеза личности ограничиваться представлением о личности как о неделимой целостности, непосредственно вырабатывающей установки к действию, то неоднородность рождающихся у подростка установок можно объяснить только возрастной неполноценностью его личности. Однако, влияние социального окружения на особенности установок к действию свойственно и взрослому, может быть в меньшей степени. Следовательно, взрослый человек тоже должен признавать неполноценность своей личности, хотя и меньшую.

Собственно, именно такое представление о личности существует в современном социознании. Личность, деятельная, сознательная, предсказуемая в своих созидательных поступках, противопоставляется индивиду - неполноценной личности, амбивалентной личности. Исходя из предыдущих рассуждений, большинство людей - индивиды.

Характеристика подавляющего большинства людей как недоличностей лишает понятие "личность" его наполнения, его денотата, а потеря денотата соответствует изменению концепта понятия, изменению его смысла. Измененный смысл понятия "личность" представляет собою отголосок архаичного деления общества на старейших и неполноценных, на посвященных и неполноценных, на прошедших инициацию и неполноценных. Для практического использования подобные дихотомии допустимы и оправданы. В рамках этой традиции можно снисходительно отнестись к делению политиком людей на личностей и неполноценных (например, на совершеннолетних, имеющих право голоса при выборах власти, и несовершеннолетних). Но научное исследование требует сохранения концепта понятия, как минимум, на протяжении самого исследования. Исходное для данной статьи предположение о существовании онтогенеза личности требует признания личности полноценно существующей и на том уровне социальности, когда онтогенез личности только-только начался.

Из сказанного должен быть сделан вывод, что эффект неоднородности установок к действию не может быть объяснен на основе концепции об атомарности личности, о ее неделимости. Непротиворечивое толкование неоднородности установок дает гипотеза о том, что личность рождает установку к действию принужденно, под воздействием находящихся в ней активных субъектов. Субъектами, вырабатывающими в личности установки к действию, являются некоторые социально-психические структуры, своею совокупностью образующие личность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Определение понятия «готовность ребенка к школе»
Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Ведь с поступлением в школу наступает совершенно новый этап жизни ребенка. И к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен. Прежде всего, ребенок должен быть готов выполнять серьезную деятельность, дающую ему не только н ...

Формирование первого впечатления. Содержание понятия «первое впечатление»
Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В его всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, ...

Обработка материалов и планирование эксперимента
Дисперсионный анализ, которым мы обязаны Фишеру (1925), позволяет во всех случаях, когда мы имеем несколько популяций измерений одной и той же независимой переменной, соответствующих различным условиям, определить значимую роль той или иной из них. Его принцип прост и аналогичен принципу t Стьюдента. Вначале рассматривают все популяции ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru