Исследование воссоздающего воображение позволило выделить в обеих группах испытуемых детей, характеризующихся высоким уровнем воображения в речевой деятельности (в таблицах выделены зеленым цветом) в ДОУ «Снегурочка» это – Николай Ф., Римма Я., Юрий Н., Тимур И.,; в ДОУ «Гнездышко» - Алексей Р., Борис К., Георгий О., Егор К., Яна Х., Мария Л. Рассказ этих дошкольников характеризуется высокой степенью правильности воссоздания образа; эмоциональной насыщенностью и образностью воссоздаваемой ситуации; выраженной оценочной позицией к персонажам и их действиям, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке; правильностью воссоздания эпизодов.
Для Андрея К., Виктора Р., Екатерины Г., Николая Ф., Светы О., Юрия Н., (ДОУ «Снегурочка» таблица 1) и Виктории М., Вероники Ш., Георгия О., Ирины П., Константина Г., Марии Л., Никиты О., Светы Д., Юлии Б., (ДОУ «Гнездышко» таблица 2) характерен высокий уровень воссоздающего воображения в изобразительной деятельности. При анализе рисунков этих детей ярко прослеживалось соответствие воссозданных образов и образам произведения (можно было легко определить, кто изображен на рисунке); воссоздаваемые образы отличались эмоциональной насыщенностью (яркие цвета, разнообразность деталей).
Низкий уровень развития воссоздающего воображения в речевой деятельности диагностируется у Анастасии А., Евгения З., Кристины Е., Марии Н., Светы О., Яны Я., (ДОУ «Снегурочка», таблица 1) и Арины М., Галины И., Елена З., Олега Ш., Руслана Л., Сергея К., Юлии Б., (ДОУ «Гнездышко» таблица 2); в изобразительной деятельности – у Анастасии А., Евгения З., Марии Н., Ольги Я., Яны Я., (ДОУ «Снегурочка», таблица 1); Арины М., Галины И., Елены И., Елены З., Олега Ш., Татьяны П., (ДОУ «Гнездышко», таблица 2). Воссоздаваемые образы в обеих формах деятельности были ненасыщенны эмоционально; образы не соответствовали их аналогам в произведении, последовательность сюжета воспроизводилась неправильно; созданные образы отличались от образов в тексте; оценочное отношение не совпадало с той ролью, которую играет персонаж в сказке.
Результаты выполнения методики, направленной на изучение общего уровня воссоздающего воображения анализировалось по критериям содержания сказки и сюжету рисунка.
Дети с высоким уровнем развития воссоздающего воображения (ДОУ «Снегурочка» - Виктор Р., Николай Ф., Римма Я., Борис К., Георгий О., Егор К., Мария Л.,) при выполнении методики рисовали и сочиняли одновременно. В рисунке, как правило, представляли сюжет, связанный с кульминацией или окончанием сказки. Рисунок и сказка детализированы, имеют композицию и определенную структуру. Персонажи и сюжет сказки не повторяют уже существующие.
Дети с низким уровнем воссоздающего воображения (ДОУ «Снегурочка» - Анастасия А., Евгений З., Кристина Е., Мария Н., Ольга Я., Яна Я.,; ДОУ «Гнездышко» - Арина М., Галина И., Елена З., Михаил О., Олег Ш., Татьяна П.) при выполнении задания рисовали и рассказывали уже существующую, знакомую им сказку. При рисовании изображают отдельного героя.
Анализ выполнения методик показывает, что для некоторых детей выполнение второй методики оказалось более сложным. Вероятно, это связано с тем, что при выполнении данной методики необходимо задействовать обе формы воссоздающего воображения: речевую и изобразительную. Кроме этого, необходимо создавать образы не на только что прослушанном материале, а создавать нечто новое и оригинальное. В тоже время, эту методику можно отнести именно на воссоздающее воображение, т.к. в большинстве случаев дети опирались на уже существующих сказочных героев (3 медведя, Красная шапочка, Незнайка, Золотая рыбка), изменяя и преобразуя сюжет самих сказок и добавляя новых героев.
Центральные новообразования
Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.
Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целог ...
Предмет и задачи педагогической психологии
При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета.
Объект науки — это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, ...
Современная психология и ее место в системе наук
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не менял ...