Люба Т.
В результате проведения методики 1, «На что похоже?», Люба показала средний уровень. Задание выполнила с помощью экспериментатора. Проявляла интерес. Девочка переживала за правильность выполнения задания, нуждалась в эмоциональной поддержке, часто спрашивала: «Я правильно делаю? Так?».
Выполняя методику 2, «Настроение», работала самостоятельно, не прибегая к помощи экспериментатора. При выполнении не только рисовала выражения эмоций у человечков, но и сама верно мимически изображала эмоции. Оптимальный уровень.
При выполнении методики 3, «Плохое и хорошее», отмечались трудности в определении хорошего и плохого на сюжетных картинках. Требовались наводящие вопросы. С предметными картинками трудностей не возникло. Средний уровень.
В процессе выполнения методики 4, «День рождение у куклы Маши». Требовалась помощь экспериментатора (наводящие вопросы). Инструкцию поняла при первом же предъявлении. При выполнении задания не проявляла интереса. Средний уровень.
В процессе выполнения методики 5, «Небылица», девочка показала средний уровень. Девочка работала без интереса, была малоактивна, справилась только при помощи экспериментатора. Возникли трудности при рисовании животного, девочка просила помочь, объясняя тем, что не умеет рисовать животных.
Сводная таблица по результатам методик констатирующего эксперимента представлена в приложении 6.
На основе результатов анализа полученных данных было выявлено три уровня развития воображения:
1. Оптимальный уровень развития воображения. Характеризуется правильным пониманием инструкции при первом предъявлении, самостоятельным выполнением предложенных методик без ошибок или с незначительными неточностями. Дети без каких-либо трудностей, за минимальный промежуток времени (30 сек.) определяли в геометрической фигуре какой-либо предмет. При дорисовывании, использовали карандаши различных цветов, правильно подобрав цвета (методика 1). При предъявлении методики 2, «Настроение» дети правильно изображали эмоции на листе в соответствующих секциях настроения, сопровождали рисование мимическим изображением эмоций. В процессе выполнения методики 3, где детям необходимо было определить, что плохого/хорошего можно выявить на той или иной картинке, у детей затруднений не возникло. Отвечали на вопросы содержательно, эмоционально, при построении высказывания использовали сложные предложения. В процессе выполнения методики 4, дети быстро придумывали из контуров предметы, рассказывали о том, что нарисовали. Нарисованные предметы отличались оригинальностью. Во время рисования животного (методика 5) дети преимущественно рассказывали о различных животных, названия и поводки которых они знают из книг, по рассказам взрослых, из телепередач. После окончания рисования животного, дети придумывали имя своему несуществующему животному, с энтузиазмом рассказывали о его поводках, среде обитания, друзьях и пр.
В процессе выполнения каждой методики дети почти не отвлекались, были заинтересованы в работе, активны, сопровождали свои действия словесными комментариями. Проявляли интерес к рисованию, тщательно подбирали цвет карандаша. Наблюдалась высокая работоспособность. Давали развернутые ответы на вопросы экспериментатора.
2. Средний уровень развития внимания. Дети, имеющий данный уровень развития воображения понимали инструкцию при первом же предъявлении, исключение составляет методика 5, «Небылица», почти всем детям требовалось повторное инструктирование. Таким детям требовалось больше времени на работу по каждой методики и в целом. Следует так же отметить, что всем детям предъявлялась помощь в различных вариациях: эмоциональная поддержка, наводящие вопросы, образец выполнения задания, совместное выполнение, и пр. Помощь дети принимали, она являлась эффективной, благодаря чему, дети выполняли задание.
В ходе выполнения методики 1, многие дети испытывали затруднения при установлении схожести некоторых геометрических фигур, как треугольник, прямоугольник, перевернутая трапеция с какими-либо предметами. При оказании помощи дети выполняли задание верно. Дети, при выполнении методики 2 «Настроение» не дифференцирует некоторые эмоции: обида, грусть, ласка воспринимаются одинаково. Задание выполняется без интереса, отсутствует мимическое изображение эмоций, словесное комментирование. При выполнении методики 3, «Плохое и хорошее» дети испытывают затруднения при работе с сюжетными картинками и только при помощи экспериментатора верно справляются с заданием. С заданием на дорисовывание фигур (методика 4) справлялись только при помощи экспериментатора, работали без особого интереса. Возникли трудности при рисовании животного (методика 5, «Небылица»), дети просили помочь, объясняя тем, что не умеют рисовать животных, помощь была эффективна.
Эгоцентрическая речь при нормальном и аномальном развитии
Работа посвящена исследованию такого феномена как – эгоцентрическая речь (private speech, egocentric speech, речь для себя). Все эти понятия отражают лишь суть проблематики исследования и, на данный момент, трудно сказать, какой термин является наиболее правильным. В нашей работе мы будем придерживаться первоначального его названия – эг ...
Ритмы профессиональной деятельности государственных служащих
В рамках проведения исследования роли временного фактора в организации профессиональной деятельности гражданских служащих применялись следующие методы: изучение нормативной документации (нормативных правовых актов, регулирующих деятельность служащих), наблюдение, структурированное интервью. В исследовании приняло участие 28 гражданских ...
Анализ психологических особенностей опыта руководителей
В условиях динамично развивающегося современного общества проблемой взаимодействия руководителя и подчиненного интересуются многие ученые. Но она оказывается шире, чем просто проблема производственных отношений руководителя и подчиненного. Ведь действительно, каждый из нас в любой момент жизни является либо руководителем, либо подчиненн ...